Наиболее распространенная причина повреждения ценностей при перевозке — неправильная упаковка и крепление. Оба варианта создают условия для порчи товаров и оборудования, при этом избежать негативных последствий можно, соблюдая основные требования подготовки ТМЦ к погрузке и транспортировке.
Упаковка в деревянные ящики — грамотное и экономически оправданное решение, если вы намерены перевезти партию товаров или комплектующих оборудования с небольшими габаритами. В такой таре перевозят фототовары, оргтехнику и медтехнику, запчасти и комплектующие к электронике.
Габариты и вес деревянных ящиков для груза
Изготовление деревянных ящиков по ГОСТ предусматривает три варианта — тара под наполнение грузом весом до 200 кг, до 500 кг и под груз массой 200 — 2000 кг. Для каждого вида деревянной тары существует отдельный стандарт — ГОСТ 5959-80, ГОСТ 2991-85, ГОСТ 10198-91.
Для упаковки различных изделий, размеры которых позволяют поместить их в деревянные контейнеры, используется тара с ограниченными габаритами, которые определены международными правилами перевозок. Размер одного грузового места должен находиться в пределах:
- высота – от 0,1 до 2,0 м;
- длина – до 1,15 м;
- ширина – до 0,75 м;
- вес – до 1000 кг.
Это оптимальные габариты и вес, позволяющие разместить груз в кузове автомобиля, крытом вагоне или на платформе, перевозить товары водным транспортом.
Преимущества использования деревянной тары:
- ящики представляют собой конструкцию с жесткостью, достаточной для надежной защиты груза от посторонних воздействий;
- при правильной укладке товары в индивидуальной и потребительской упаковке хорошо заполняют пространство ящика и не бьются друг о друга;
- при необходимости уложенные ценности можно дополнительно укрыть гидроизоляционными материалами, пузырьковой пленкой, крафтовой бумагой;
- в ящик можно поместить поглотитель влаги силикагель КСМГ для поддержания нормальной влажности.
Уложенные и закрытые ящики после пломбирования и нанесения маркировки хорошо крепятся в кузове, на платформе или грузовой части судна. Деревянная конструкция позволяет использовать поперечные и продольные брусы для крепления, перехваты ремнями и затягивание груза стальной проволокой.
Упаковка в деревянные ящики — стоимость и особенности
Стоимость, прочность и долговечность упаковочных ящиков зависит от размеров и основного материала изготовления. Ящик деревянный из доски естественной влажности хорошо переносит транспортировку и не деформируется при нахождении на открытых платформах. Ящик деревянной из сухой строганой доски по ГОСТ позволяет надежно защитить груз от проникновения влаги, при этом по мере увлажнения досок в естественных условиях они увеличиваются в размерах, прижимаются друг к другу и создают прочное, герметичное покрытие.
В качестве тары для перевозки небольших предметов, требующих надежной защиты от внешних воздействий, комплектующих для электронного оборудования, частей трансформаторов и другого оборудования, деревянный ящик представляет собой наиболее надежное и экономичное решение.
Применение древесины для транспортной тары основано на ее механической прочности и стойкости к химическим воздействиям.
Преимущества деревянной тары: механическая прочность, легкость обработки, доступность сырья.
Недостатки деревянной тары: большая масса, низкая рентабельность, высокая стоимость, биологическая повреждаемость и низкая гигиеничность.
Деревянная тара отличается громоздкостью, ее производство трудоемко, а возврат порожней тары требует больших затрат. Тем не менее для многих видов продукции, которую обычно упаковывают в картонные ящики при перевозке водным и смешанным транспортом используют только дощатые или фанерные ящики.
Из древесины изготовляют ящики, бочки, барабаны, обрешетки.
По назначению и использованию деревянную тару подразделяют на разовую и многооборотную. Разовая деревянная тара, бывшая в употреблении и пригодная без ремонта или с ремонтом для повторного использования, считается возвратной тарой. Возвратные деревянные ящики используют для свежей плодоовощной продукции, фасованных продуктов: муки, круп, маргарина. Деревянные бочки также являются возвратной тарой.
Многооборотная тара отличается от разовой, в том числе возвратной, большей прочностью, особой конструкцией.
Для изготовления деревянной тары используют древесину мягких лиственных пород (липа, осина, ольха, тополь), березы и хвойных пород (сосна, ель, пихта, кедр). Древесину сосны, обладающую высоким содержанием смолистых веществ, не используют для упаковывания пищевых продуктов, впитывающих посторонние запахи (сливочное масло, маргарин, макаронные изделия).
Ящики
Выпускают ящики дощатые неразборные (ГОСТ 2991 — 85) и многооборотные (ГОСТ 9396 — 88), для крупногабаритных массивных грузов (ГОСТ 10198-91).
Деревянные ящики производят из листовых материалов и пиломатериалов.
Качество древесины определяют основными нормируемыми пороками, влияющими на прочность деталей тары:
1) сучки всех видов диаметром свыше 10 мм,
2) трещины пластевые глубокие сквозные, кромочные глубокие и сквозные,
3) поражения грибами, гнилью, насекомыми.
Важным показателем при изготовлении ящиков является влажность древесины. Она должна быть не более 22 %, а в некоторых случаях 10—12 %. Повышенная влажность влияет на прочность ящика, поскольку после подсыхания влажной древесины соединения деталей ящика теряют прочность, происходят коробление, перекос. Повышенная влажность древесины может неблагоприятно влиять на качество упакованной продукции.
Кроме пиломатериалов из цельной древесины для изготовления ящиков используют листовые материалы: фанеру, древесноволокнистые и древесно-стружечные плиты.
Древесно-стружечные плиты для производства тары вырабатывают из древесных стружек, пропитанных связующими смолами, способ формирования листа — горячее прессование. Для изготовления древесно-волокнистых плит используют проваренную в щелочном растворе древесину. Разволокненная древесно-волокнистая масса также формируется в виде листов за счет горячего прессования после пропитки древесных волокон связующими полимерными смолами.
Фанера — это древесный материал, который получают склеиванием нечетного числа листов шпона. Для производства тары используют чаще всего лущеный шпон не ценных пород древесины.
Тару изготавливают также из плетеного шпона: ящики для макаронных или пряничных изделий, короба для мороженой рыбы, направляемой для местной реализации. Кузовки из плетеного шпона вместимостью до 2,5 кг используют как потребительскую тару для ягод с нежной консистенцией, например земляники.
Деталями ящиков являются дощечки и планки. Планка ящика — деталь, расположенная в зависимости от своей функции горизонтально, вертикально или по диагонали на стенках ящика и воспринимающая нагрузку. В ящике различают торцевую (по ширине ящика) и боковую стенки (по длине ящика).
Для упаковывания пищевых продуктов (кроме консервов и продукции рыбной промышленности) выпускают более 100 номеров ящиков из древесины (включая фанерные). Для каждого вида пищевого продукта указаны номера используемых ящиков, их конструкция (со ссылкой на стандарты), размеры и другие требования. Это объясняется как свойствами товара, так и унифицированными размерами потребительской тары.
Существуют специфические требования: например, детали ящиков, используемых для упаковывания маргарина, сливочного масла, сыров, кондитерских изделий, должны иметь влажность не более 18 %. Для винограда, помидоров, косточковых плодов, зелени, груш летних сортов и хурмы используют лотки на трехгранных планках, которые могут иметь различную высоту бортика.
Многооборотные ящики по экономической эффективности обладают преимуществом перед разовой тарой — их изготавливают из древесины более высокого качества. Оборачиваемость такой тары может достигать до 100 раз (хлебные лотки).
Многооборотные ящики используют для транспортирования и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, мясных полуфабрикатов, фасованного мяса, молочных продуктов, плавленых сыров, майонеза в стеклянных банках, пищевых жидкостей в бутылках, кондитерских изделий и других продуктов, а также для овощей и фруктов.
По конструкции они бывают со съемными и откидными крышками, неразборными для внутриобластных и внутригородских перевозок, а разборными и разборно-складными для поставок на более дальние расстояния. Многооборотные ящики изготавливают дощатые плотные, для некоторых продуктов — решетчатые.
Возвратные и многооборотные фанерные ящики используют для упаковывания следующих пищевых продуктов: чая, кондитерских и макаронных изделий, пищевых концентратов, кукурузных и овсяных хлопьев, фасованных сухофруктов, а также табачных изделий и спичек.
Многооборотные фанерные ящики в настоящее время заменяют на более прогрессивные виды транспортной тары. Однако фанерные ящики для чая по-прежнему широко используют, именно их применяют при транспортировании чая смешанным транспортом.
К экономичным видам деревянной тары относятся ящики из тонких деталей на проволочных соединениях (проволокоармированные ящики). Они предназначены в основном для плодоовощной продукции. Разборно-складная конструкция проволокоармированных ящиков позволяет перевозить их в сложенном виде на дальние расстояния.
Использование древесно-волокнистой плиты эффективно при изготовлении крупногабаритной тары. Древесно-стружечные и древесно-волокнистые плитные материалы используют для изготовления транспортной тары для крупногабаритных изделий или грузов, относящихся к различным группам товаров, которые транспортируют при междугородних перевозках.
Ящики по конструкции бывают щитовые, каркасно-щитовые, каркасные, решетчатые, плотные. Разборные многооборотные ящики изготовлены на болтах или шурупах. Некоторые конструкции ящиков приведены на рисунке.
Деревянную тару вскрывают с помощью топорика-гвоздодера, трубчатого гвоздодера, молотка, кусачек, клещей, металлических набоек для снятия обручей, комбинированного инструмента молотка-гвоздодера-ножниц, рычага для выемки доньев и других.
Рисунок 1. Неразборные дощатые ящики:
а — с цельными торцевыми стенками без планок; б — с торцевыми стенками, собранными на двух планках, плотные; в — то же, решетчатые; г — с торцевыми стенками, собранными на четырех планках, плотные; д — то же, решетчатые; е — с поясами из планок; ж, з — лотки на треугольных планках; и —ящики из листовых древесных материалов
Рисунок 2. Конструкции крупногабаритных ящиков:
а — неразборный на полозьях (до 800 кг); б — разборный на болтах с полозьями (до 1000 кг); в — неразборный плотный на четырех планках (до 1000 кг); г — каркасно-щитовой разборный на болтах (до 20000 кг); д — неразборный плотный нештабелируемый (до 5000 кг); е — каркасно-щитовой неразборный плотный (до 20000 кг); ж — решетчатый на полозьях нештабелируемый (до 3000 кг)
Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 4206 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Отправка груза с упаковкой в деревянные ящики — распространенный вариант защиты ТМЦ от опасных факторов в процессе перевозки, перевалки и хранения. Но неправильный подбор ящика по размерам и типу может дать обратный результат, привести к порче товаров и оборудования. Любая упаковка должна соответствовать реальному положению дел, защищать от внешних факторов и не становиться источником проблем при использовании.
Подбор размеров и прочности тары по ГОСТ
Деревянные ящики выпускаются по ГОСТ для приведения размеров к единообразию и унификации упаковочных решений. Существующие стандарты описывают большую часть требований к упаковочной единице:
- размеры и соотношения сторон;
- толщину доски в зависимости от размеров и предполагаемой нагрузки;
- способы соединения досок, планок, укрепляющих конструктивных элементов;
- конструкцию ящиков для разных типов грузов и профилей перевозки.
Используя нормативный документ, отправитель может подобрать тару под любые товары и ценности, но он должен хорошо представлять себе, какие факторы влияют на соотношение размеров груза и ящика. От этого зависит возможность грамотно и безопасно изолировать предметы от внешних воздействий, защитить от ударов и других нагрузок, свести к минимуму риск повреждения от самого ящика.
Укладка груза в деревянные ящики
Существует несколько вариантов укладки ТМЦ в деревянную тару. Это плотная упаковка, при которой одно или два измерения предмета совпадают с двумя измерениями внутреннего пространства ящика, свободная укладка с зазорами и укладка с уплотнением. Все три решения имеют свои особенности, которые должны быть учтены при подготовке, на уровне разработки проекта упаковки. Отправитель груза, если не использует ранее подготовленных ТУ для определенных изделий, должен обратить внимание на следующие критерии:
- целостность изделия и его собственные прочностные характеристики, возможность неразъемной укладки одной единицы в ящик;
- наличие собственной упаковки изделий, возможность укладки без повреждения и потери товарного вида каждой единицы;
- необходимость уплотнения, дополнительной защиты от ударов, паров влаги, перепадов температуры;
- способность груза выдержать незначительные по силе, но довольно частые удары о края упаковки, если он не уложен плотно.
Оценив возникающие риски и требования, можно сориентироваться в типе и размерах тары. Например, тяжелая металлическая деталь станка может перевозиться в армейском ящике без перегородок, где ее будут защищать толстые, плотно собранные стенки. Легкое изделие из пластика и товары в потребительской картонной упаковке следует разместить в ящике с небольшим запасом по длине и ширине, но так, чтобы зазоры не превышали примерно одной пятой длины каждой коробки. При такой укладке коробки не помнутся, а сами изделия будут иметь небольшую свободу для реакции на толчки.
Укладка с утеплителями и защитными пленками
Оценка размеров ящика для размещения груза строится на предположении, что будут использованы дополнительные материалы. Это касается и жесткой упаковки, и обрешетки грузов, поскольку защита от климатических факторов, как правило, имеет несколько слоев, увеличивающих собственный габарит предмета. Можно привести примерные значения прироста габаритов груза в зависимости от дополнительных упаковочных и защитных материалов:
- пленки пузырьковые в один слой — до 0,5 см, в два слоя — до 1,5 см;
- пленки термоусадочные — без увеличения при условии плотного прилегания к поверхности;
- пленки металлизированные — до 0,5 см на один слой в зависимости от конфигурации предмета;
- пленки многослойные — до 0,5 см на один слой упаковки в зависимости от плотности обертывания.
Большое значение имеет правильное использование пленок при перевозке в зимнее время. Упаковка не предполагает длительного сохранения исходной температуры, она не может согревать груз. Рано или поздно температура опустится, но наибольший вред товарам и другим ТМЦ наносит не столько холод, сколько быстрое снижение температуры.
Задача утеплителей — предотвратить перепад, и она решается за счет создания воздушной прослойки с малой теплопроводностью между слоями материала. Один или два воздушных зазора значительно снижают риск быстрого охлаждения предмета в ящике, но эти зазоры должны сохраниться при укладке. Поэтому при использовании утеплителей длина, ширина и высота деревянной тары подбирается с запасом от 0,5 до 1 см, чтобы утепляющие пленки не смялись.
Зазоры и уплотнение груза в ящике
Небольшой запас пространства в ящике позволяет предотвратить его повреждение при погрузочных операциях. Если тяжелое изделие плотно уперлось в стенки, создало напряжение, то конструкция может не выдержать внешних усилий. Зазор в 1–3 мм (до 5 мм) может устранить проблему, а для предотвращения биения груза можно использовать прокладки из гофрокартона, пузырьковую пленку, древесные опилки и стружку. Насыпные древесные наполнители — стружка и опилки — для упаковки создают защитный противоударный слой при условии достаточной упругости и мягкости, а это достигается при засыпке более 3 см или укладке в пакетах толщиной 3–5 см. Значит, высота внутреннего пространства ящика должна обеспечивать этот зазор так, чтобы пакеты и насыпной материал не сваливались, сохраняли толщину и определенную пластичность. По ширине и длине нагрузка будет не критичной, поэтому зазор может оставаться в пределах 0,5–1 см в зависимости от типа груза. Этот же зазор частично компенсирует деформацию ящиков при штабелировании и ударах во время погрузки.
Увеличивать размеры ящиков "про запас", рассчитывая уложить груз в любом случае, не стоит — возникнет опасность повреждения о стенки изнутри, биения, сминания мягкой собственной тары. Небольшой избыток зазоров в ящике можно компенсировать прокладками и насыпными наполнителями. Ящик, подобранный "в край", становится уязвимым для ударов.