Система обеспечения безопасности дорожного движения

Система обеспечения безопасности дорожного движения

В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которую вовлечены огромные массы людей и транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения является многоплановой и разнообразной. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла задолго до сегодняшнего дня. Необходимость правового регулирования вопросов безопасности дорожного движения остро встала в начале XX в. в тех странах, где на тот момент производство автомобилей достигло достаточно высокого уровня. Так, к началу XX в. (на 1 января 1900 г.) во всем мире насчитывалось 6200 автомобилей, причем это были только легковые автомобили. Уже к 1910 году число автомобилей достигло 487 тысяч, в том числе 10 тысяч грузовых, а в 1920 году — 7834 тысячи, из них 960 тысяч грузовых и 6000 автобусов. 17 августа 1896 года, в Великобритании был зарегистрирован первый случай наезда на пешехода автомобиля который двигался со скоростью 6 км/ч.

Положительное значение автомобилизации, которая является важной составляющей технического прогресса, бесспорно и очевидно. Но не стоит недооценивать той опасности, которую она в себе заключает. Вместе с повсеместным внедрением автомобиля, угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью и дорожно-транспортным травматизмом, неуклонно возрастает.

Оценивая значение безопасности дорожного движения, необходимо отметить, что эта проблема имеет специфические особенности как правового, так и организационно-управленческого характера. Это объясняется тем, что её решение выходит за рамки ведомственной деятельности и носит широкий социальный характер.

На железнодорожном, морском, речном, воздушном транспорте подвижной состав, пути сообщения или оборудование, обслуживающее движение транспортных средств, станции отправления и назначения, порты, причалы, пристани, аэропорты находятся в подчинении одной отраслевой ведомственной организации. В качестве лиц, непосредственно управляющих движением поездов, морских и речных судов и самолетов, отбирается сравнительно небольшая группа людей, отвечающих достаточно высоким психофизиологическим требованиям, которые проходят специальный курс тренировки. Их работа находится под постоянным контролем должностных лиц той или иной ведомственной организации. Лица же, пользующиеся железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом, выступают только в качестве пассажиров, которые не могут вмешиваться в процесс работы транспорта.

Совершенно иное положение складывается в автомобильном транспорте. Дороги находятся в ведении и обслуживании многих организаций. Автомобилями владеют десятки тысяч предприятий, учреждений, юридических и физических лиц. Миллионы граждан связаны с проблемой обеспечения безопасности дорожного движения либо по роду своей профессии, либо как владельцы собственных автомобилей, и, наконец, практически все население выступает в качестве пешеходов и пассажиров. Таким образом, проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет предельно широкий общественный характер, что обуславливает её общегосударственное значение.

Оценивая современную обстановку и перспективы, можно полагать, что и в дальнейшем автомобильный транспорт будет развиваться высокими темпами, удельный вес автомобильных перевозок будет возрастать, а проблема обеспечения безопасности дорожного движения будет усложняться.

В этой связи наиболее остро встает организационно-правовой аспект решения этой проблемы. Это обусловлено необходимостью совершенствования правовых норм и механизма работы системы обеспечения безопасности дорожного движения с целью достижения максимальной эффективности этой системы.

Несмотря на то, что решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения связано со многими техническими факторами (качество автомобиля, уровень его пассивной и активной безопасности, качество дорожных условий), подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий так или иначе связано с нарушением правил дорожного движения непосредственно его участниками. Это порождает необходимость проведения целенаправленной многоаспектной работы среди участников движения. Но вместе с тем при оценке эффективности этой работы нельзя не учитывать фактор определенного саморегулирования общественных отношений в сфере дорожного движения, что связано с тем, что человек на собственном опыте при непосредственном восприятии фактов окружающей его действительности вырабатывает навыки своего поведения в дорожном движении.

Явление автомобилизации общества при всех её экономических и социальных выгодах, тем не менее, порождает определенные негативные явления. К ним относятся материальный ущерб при дорожно-транспортных происшествиях и дорожно-транспортный травматизм, который приводит к причинению вреда здоровья участникам дорожного движения, а зачастую и к гибели людей. Не менее существенным фактором является химическое, тепловое, шумовое и электромагнитное загрязнение окружающей среды.

Для общества важно сокращение абсолютных потерь от аварийности, снижение вероятности попасть в дорожно-транспортное происшествие для каждого человека.

Экономический аспект проблемы обеспечения безопасности дорожного движения выражается в чрезвычайно большом размере материальных потерь, связанных с аварийностью с одной стороны и сложностью и многоплановостью организационно-правовых, материально- технических и финансовых путей по их разрешению с другой.

Необходимо подчеркнуть взаимосвязь дорожно-транспортного травматизма и экономического ущерба, возникающего в результате дорожно- транспортных происшествий. Эта взаимосвязь выражается в следующем. Экономический ущерб, возникающий в результате ДТП, определяется размером ущерба, связанного с временной частичной или полной потерей трудоспособности лиц, пострадавшем при ДТП, а также их гибелью, повреждением транспортных средств, разрушением или порчей грузов, задержками в пропуске транспортных потоков.

Оценивая значение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения необходимо указать на зависимость её решения от массовой подготовки общества к участию в этом процессе, поскольку подавляющее количество дорожно-транспортных происшествий происходят по причине нарушения правовых предписаний по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения его участниками, не сумевшими или не пожелавшими правильно отреагировать на складывающуюся на дороге ситуацию.

Очевидно, что без детального правового регулирования сферы, в которой функционируют автотранспортные средства — источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов, а также контроля их выполнения невозможно осуществлять безопасные перевозки грузов и пассажиров.

Министерства и ведомства, выполняя свою часть обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, принимают решения и разрабатывают ведомственные нормативы по этому вопросу, организуют их выполнение, контролируют их соблюдение в пределах своей компетенции.

Читайте также:  Моторное масло tcl отзывы

Рассматривая проблему обеспечения безопасности дорожного движения, необходимо выявить контуры системы, которая носит общегосударственный характер и имеет специально в качестве своей цели решение задачи обеспечения безопасности дорожного движения. Наиболее эффективной формой регулирования социальных отношений является правовая норма, обязательность исполнения которой подкрепляется силой государственной власти, что также справедливо и для сферы обеспечения безопасности дорожного движения.

Сущность работы системы обеспечения безопасности дорожного движения сводится к тому, чтобы путем убеждения, а при необходимости и принуждения, опираясь на силу государственной власти обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, всеми должностными, физическими и юридическими лицами требования норм, касающихся безопасности дорожного движения с целью формирования состояния безопасности и защищенности всех его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

«Движение по улицам городов, населенных пунктов и автомобильным дорогам», «уличное движение», «движение в городах», — эти, а также другие словосочетания применялись ранее для названия того процесса, который охватывается термином «дорожное движение».

Термин «дорожное движение» был впервые введен в международную практику Конвенцией о дорожном движении, принятой в 1949 году на проходившей в Женеве под эгидой ООН Всемирной конференции по дорожному движению. В 1959 году к ней присоединился СССР, но этот термин в нашей стране получил признание только в 1971 году, после того как по предложению Госавтоинспекции МВД СССР был одобрен Комитетом научно-технической терминологии Академии наук СССР.

В различных источниках появился ряд определений дорожного движения, которые отражали различные стороны этого явления. Первое из них было дано В.В. Лукьяновым, которое было сформулировано следующим образом: «дорожное движение — процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников — водителей, пешеходов и пассажиров определяется специальными правилами».

Г.И. Клинковштейн называл дорожным движением существующую на дорогах «сложную динамическую систему, представлявшую собой совокупность движения пешеходов и различных типов механических и немеханических транспортных средств».

Иную, более развернутую формулировку предложил И.К. Шахриманьян: «Современное дорожное движение — перемещение людей и грузов механическими транспортными средствами, а также людей вне этих транспортных средств по дорогам, регламентированное специальными правовыми нормами, регулируемое государственными органами, протекающее в условиях реальной опасности возникновения обстоятельств, препятствующих продолжению этого процесса».

Как объект правового регулирования дорожное движение рассматривал Р.И. Денисов. Он представил дорожное движение как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью осуществления перевозок пассажиров и грузов и подготовкой к этому процессу.

Вопрос использования четкой, правильной и юридически грамотной терминологии является неслучайным. Термин «дорожное движение» точно отражает сущность обозначаемого явления. Так, до 1973 г. в нашей стране действовали «Правила движения по улицам городов, населенным пунктам и дорогам СССР». Исходя из буквального правового толкования этого документа его область действия формально ограничивалась «улицами городов, населенных пунктов и дорогами», что порождало вполне правомерные сомнения по поводу возможности его использования при оценке событий и действий лиц, которые произошли за пределами официально признанной улично-дорожной сети, например, в поле, лесу и т.п. Тем не менее, анализ судебной практики указанного периода показывает, что суды привлекали виновных лиц к ответственности за дорожно-транспортные преступления вне зависимости от места их совершения. Таким образом, введение термина «дорожное движение» позволило юридически точно охарактеризовать это многоаспектное явление.

Несколько иное определение дорожного движения предлагает нам действующий в настоящее время Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»:

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествии и их последствии.

Некоторые выражения, которые используются в этих формулировках требуют разъяснения.

Так, дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Центральное место в процессе дорожного движения занимает человек. Признаком же определяющим его принадлежность к процессу дорожного движения, является его участие в этом процессе в качестве водителя, пешехода или пассажира.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством или ведущее по дорогам скот, стада, упряжных вьючных или верховых животных.

Пешеход — лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Пассажиром транспортного средства является лицо, находящееся в транспортном средстве либо на нем, но не задействованное в его управлении.

Процесс дорожного движения возник, существует и развивается в связи с потребностью человека в перемещении пассажиров и грузов при помощи транспортных средств, причем делать это с как можно более высокой скоростью. Скорость — главная характеристика механического движения, предел которой обусловлен мощностью двигателя, расходом энергии. Однако, реальная скорость движения значительно ниже этого предела. Причиной этому служат дорожные условия — информация о дороге (её геометрических параметрах, состоянии проезжей части, обочин), среде движения (погоде и видимости), управляемом водителем автомобиле (его положении на дороге, относительно других автомобилей) и о себе самом (собственная оценка своего психофизиологического состояния). Таким образом, водитель, руководствуется стремлением двигаться с как можно более высокой скоростью, но этому стремлению противостоит опасность совершения дорожно-транспортного происшествия, необходимость ограничения скорости во избежание создания аварийной обстановки.

Читайте также:  Сделать осаго без техосмотра

Действительно, реальная скорость зависит не только от мощности автомобиля, но и от его конструктивных качеств, что также относится и к дороге с ее оборудованием.

С необходимостью разрешения противоречия «скорость — опасность» приходится сталкиваться на всех уровнях обеспечения безопасности дорожного движения. Достижение такого качества дорожного движения, как его безопасность, возможно лишь путем преодоления, благоприятного разрешения противоречия «скорость — опасность». Преодоление этого противоречия возможно только при эффективности деятельности именуемой организацией дорожного движения.

В свете этого интересным будет раскрытие термина «организация дорожного движения», предложенное В.В. Лукьяновым.

Организация дорожного движения — это деятельность по обеспечению максимально возможной безопасной скорости, включающая подготовку и воспитание его участников, совершенствование транспортных средств, дорожных условий, содержание их в пригодном для эксплуатации состоянии, регулирование движения, надзор за соблюдением правил движения.

Однако нормативно в настоящее время закреплено иное понятие организации дорожного движения. Современное законодательство раскрывает этот процесс как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечить безопасность дорожного движения — это значит добиться снижения общего количества дорожно-транспортных происшествий, числа убитых и раненых в условиях развития автомобилизации.

Практически результаты этой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения могут быть оценены по показателям о состоянии аварийности. Состояние аварийности определяется количеством и тяжестью последствий дорожно-транспортных происшествий.

Рассматривая вопросы аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения, мы неизбежно сталкиваемся с понятием дорожно-транспортного происшествия.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В дорожном движении возникают такие события, которые влекут за собой уголовную ответственность, т.е. преступления. Для обозначения такого рода событий целесообразно использовать термин «дорожно- транспортное преступление».

Дорожно-транспортное преступление — это уголовно наказуемое дорожно-транспортное происшествие.

Фактически дорожно-транспортное преступление это разновидность дорожно-транспортных происшествий. Из всей совокупности дорожно-транспортных происшествий можно выделить случаи, в которых наступление вредных последствий связывается с уголовной ответственностью, т.е. дорожно-транспортные преступления.

Рассматривая дорожное движение, следует обратить внимание на то, что это процесс, представляющий собой определенную социальную систему, которая состоит из ряда компонентов. Человек является основным компонентом процесса дорожного движения. В дорожном движении, как мы уже увидели, человек может выступать в качестве водителя, пассажира или пешехода. Причем, как считает В.В. Лукьянов, в случае если мы говорим о водителе, то его необходимо рассматривать неотделимо от его транспортного средства, поскольку «ни водитель, ни транспортное средство, отдельно взятые, не могут образовать процесса дорожного движения». Дорога, по которой движется транспортное средство, управляемое водителем также является обязательной составляющей элемента дорожного движения.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

1. Появление автомобиля в конце XIX века и его повсеместное распространение в дальнейшем повлекло за собой необходимость правовой регламентации дорожного движения в целях обеспечения его безопасности.

2. На международном и национальном уровне была разработана нормативная правовая база, которая закрепила как понятие дорожного движения и его элементов, так и значение иных основных терминов, используемых в данной сфере.

3. Дорожное движение представляет собой определенную социальную систему, которая является совокупностью ряда составляющих, которыми являются человек, транспортное средство и дорога, которые должны рассматриваться исключительно в своей взаимосвязи.

4. В целях повышения безопасности дорожного движения общество и государство предпринимает меры, направленные на повышение защищенности людей от возможных негативных последствий дорожного движения. Комплекс предпринимаемых в этом направлении мер образует систему обеспечения безопасности дорожного движения. Система обеспечения безопасности дорожного движения — это многоуровневый комплекс взаимосогласованных организационных, правовых, социально-экономических, контрольных и иных мер, реализуемых уполномоченными на то государственными органами, а также иных действий общественных организаций, выполняемых с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий, повышения уровня защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Появление этой системы не было спонтанным явлением, в своем развитии деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения прошла определенные этапы, в ходе которых сформировались предпосылки формирования такой системы.

В нашей стране действует государственная система ОБД, суть которой заключается вубеждении или при необходимости в принуждении, используя силу государственной власти,соблюдать законы дорожного движения всеми учреждениями и организациями, а такжегражданами и должностными лицами.

Для обеспечения эффективного и безопасного функционирования системы осуществляетсякомплекс мероприятий, которые подразделяются на 3 уровня:

1-й уровень — создание системы законодательных и иных нормативных правовых актов, а

также стандартов и технических правил, содержащих общие требования безопасности ко всемкомпонентам системы ВАДС;

2-й уровень — реализация требований системы законодательных и иных нормативныхправовых актов первого уровня в процессе создания транспортных средств, строительства,реконструкции и содержания УДС, организации дорожного движения, а также при подготовкеводителей и обучении населения правилам безопасности движения;

3-й уровень — организация контроля надежности функционирования системы ВАДС впроцессе дорожного движения и принятие мер для восстановления должного уровня безопасностисистемы.

Правовые основы обеспечения безопасности движения на территории РФ определяетФедеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. Этимзаконом основные направления обеспечения безопасности движения сгруппированы в семьблоков.

1. Установление полномочий и ответственности Правительства, Федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Разработка и утверждение законодательных и иных нормативных правовых актов всфере ОБД.

Читайте также:  Какой кредит выгоднее авто или потребительский

3. Регулирование деятельности на автомобильном, городском транспорте, в дорожномхозяйстве, осуществление деятельности по ОДД.

4. Организация подготовки водителей транспортных средств, обучение населенияправилам безопасности движения.

5. Проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасностидвижения

6. Сертификация объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства,лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения.

7. Осуществление надзора и контроля за выполнением законодательства, действующего в

сфере обеспечения безопасности движения.

Государственная система ОБД состоит из 2-х частей:

2. Система управления безопасностью дорожного движения.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности движения

Основным документом, осуществляющим правовое регулирование в сфере обеспечения безопасностидорожного движения в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.1995 г. N° 196-ФЗ«О безопасности дорожного движения».Этот Закон призван обеспечить охрану жизни, здоровья иимущества граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государствапутем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Закон предусматривает совершенствование системы управления безопасностью движения,регламентирует основные права, обязанности иответственность всех участников дорожногодвижения, устанавливает целевое планирование и управление обеспечением безопасности движения.

Законом «О безопасности дорожного движения» установлен приоритет жизни и здоровьяграждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственнойдеятельности и приоритет ответственности государства над ответственностью граждан,участвующих в дорожном движении.

Закон устанавливает основные требования по обеспечению безопасности в отношении всехсоставляющих дорожного движения: автомобиля, водителя, дороги.

Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасностьдорожного движения.

Техническое состояние транспортных средств, система технического обслуживания и ремонта, государственный технический осмотр транспортных средств в совокупности

должны обеспечить соблюдение условий безопасности движения при эксплуатации транспортныхсредств.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается вобязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей с цельювыявления противопоказаний или ограничений к водительской деятельности, оказаниидоврачебной помощи на месте ДТП, квалифицированной медицинской помощи в путиследования в лечебное учреждение и в самом лечебном учреждении.

Другим основным нормативным актом являются Правила дорожного движения,определяющиеединый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации.

Важную группу нормативных документов составляют Государственные стандарты (ГОСТ),устанавливающие технические Требования по обеспечению безопасности движения и экологической безопасности. ГОСТы регламентируют требования к дорожным знакам и разметке,техническим средствам организации дорожного движения и автоматизированным системамуправления дорожным движением, конструктивной безопасности автомобилей, токсичнымвыбросам и шуму транспортных средств.

Строительные нормы и правила (СНиП)содержат требования по обеспечению безопасностидвижения при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании автомобильныхдорог.

Нормативно-правовое обеспечение автотранспортной отрасли включает в себя с учетомстандартов несколько тысяч документов. В сфере безопасности автоперевозок в настоящее времядействует несколько сотен нормативно-правовых документов. Распределение норм по ихюридической силе для любой отрасли деятельности общества (включая и автотранспортную)осуществляется по принципу пирамиды — вверху федеральные законы, под ними – подзаконныеакты, издаваемые на основании соответствующих законов и во исполнение отдельных положенийэтих законов.

Лекция 3

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2258 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

технические средства организации дорожного движения — 3.93 технические средства организации дорожного движения : Комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги. Источник: СП 78.13330.2012 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52289-2004: Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств — Терминология ГОСТ Р 52289 2004: Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств оригинал документа: 3.7. знак дополнительной информации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОДМ 218.6.010-2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог — Терминология ОДМ 218.6.010 2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог: 3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические средства — 3.2 Технические средства систем автоматизации, комплекс технических средств (КТС) совокупность устройств (изделий), обеспечивающих получение, ввод, подготовку, преобразование, обработку, хранение, регистрацию, вывод, отображение, использование и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Организация дорожного движения — (ОДД) комплекс организационно правовых, организационно технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения. Одним из видов ОДД является… … Википедия

Правила дорожного движения для велосипедов — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. При движении по дорогам общего пользов … Википедия

Технические — 19. Технические указания по технологии производства строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства электроснабжения). М.: Оргтрансстрой, 1966. Источник: ВСН 13 77: Инструкция по монтажу контактных сетей промышленного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Служба дорожной инспекции и организации движения — ДИиОД контролирует проектирование, строительство и реконструкцию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного… … Википедия

Cистемы безопасности на железнодорожных переездах в Украине — По данным государственного предприятия (ГП) Укрзализныця (Украинские железные дороги), в Украине действуют 5662 железнодорожных переезда, из них 1457 (25,7%) обслуживаются дежурными сотрудниками, еще 2827 (49,9%) без дежурного, но оборудованы… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Регистрационные документы транспортного средства — 7. К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств. Источник: Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 29.08.2011) О порядке… … Официальная терминология

Ссылка на основную публикацию

Система обеспечения безопасности дорожного движения

В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которую вовлечены огромные массы людей и транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения является многоплановой и разнообразной. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла задолго до сегодняшнего дня. Необходимость правового регулирования вопросов безопасности дорожного движения остро встала в начале XX в. в тех странах, где на тот момент производство автомобилей достигло достаточно высокого уровня. Так, к началу XX в. (на 1 января 1900 г.) во всем мире насчитывалось 6200 автомобилей, причем это были только легковые автомобили. Уже к 1910 году число автомобилей достигло 487 тысяч, в том числе 10 тысяч грузовых, а в 1920 году — 7834 тысячи, из них 960 тысяч грузовых и 6000 автобусов. 17 августа 1896 года, в Великобритании был зарегистрирован первый случай наезда на пешехода автомобиля который двигался со скоростью 6 км/ч.

Положительное значение автомобилизации, которая является важной составляющей технического прогресса, бесспорно и очевидно. Но не стоит недооценивать той опасности, которую она в себе заключает. Вместе с повсеместным внедрением автомобиля, угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью и дорожно-транспортным травматизмом, неуклонно возрастает.

Оценивая значение безопасности дорожного движения, необходимо отметить, что эта проблема имеет специфические особенности как правового, так и организационно-управленческого характера. Это объясняется тем, что её решение выходит за рамки ведомственной деятельности и носит широкий социальный характер.

На железнодорожном, морском, речном, воздушном транспорте подвижной состав, пути сообщения или оборудование, обслуживающее движение транспортных средств, станции отправления и назначения, порты, причалы, пристани, аэропорты находятся в подчинении одной отраслевой ведомственной организации. В качестве лиц, непосредственно управляющих движением поездов, морских и речных судов и самолетов, отбирается сравнительно небольшая группа людей, отвечающих достаточно высоким психофизиологическим требованиям, которые проходят специальный курс тренировки. Их работа находится под постоянным контролем должностных лиц той или иной ведомственной организации. Лица же, пользующиеся железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом, выступают только в качестве пассажиров, которые не могут вмешиваться в процесс работы транспорта.

Совершенно иное положение складывается в автомобильном транспорте. Дороги находятся в ведении и обслуживании многих организаций. Автомобилями владеют десятки тысяч предприятий, учреждений, юридических и физических лиц. Миллионы граждан связаны с проблемой обеспечения безопасности дорожного движения либо по роду своей профессии, либо как владельцы собственных автомобилей, и, наконец, практически все население выступает в качестве пешеходов и пассажиров. Таким образом, проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет предельно широкий общественный характер, что обуславливает её общегосударственное значение.

Оценивая современную обстановку и перспективы, можно полагать, что и в дальнейшем автомобильный транспорт будет развиваться высокими темпами, удельный вес автомобильных перевозок будет возрастать, а проблема обеспечения безопасности дорожного движения будет усложняться.

В этой связи наиболее остро встает организационно-правовой аспект решения этой проблемы. Это обусловлено необходимостью совершенствования правовых норм и механизма работы системы обеспечения безопасности дорожного движения с целью достижения максимальной эффективности этой системы.

Несмотря на то, что решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения связано со многими техническими факторами (качество автомобиля, уровень его пассивной и активной безопасности, качество дорожных условий), подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий так или иначе связано с нарушением правил дорожного движения непосредственно его участниками. Это порождает необходимость проведения целенаправленной многоаспектной работы среди участников движения. Но вместе с тем при оценке эффективности этой работы нельзя не учитывать фактор определенного саморегулирования общественных отношений в сфере дорожного движения, что связано с тем, что человек на собственном опыте при непосредственном восприятии фактов окружающей его действительности вырабатывает навыки своего поведения в дорожном движении.

Явление автомобилизации общества при всех её экономических и социальных выгодах, тем не менее, порождает определенные негативные явления. К ним относятся материальный ущерб при дорожно-транспортных происшествиях и дорожно-транспортный травматизм, который приводит к причинению вреда здоровья участникам дорожного движения, а зачастую и к гибели людей. Не менее существенным фактором является химическое, тепловое, шумовое и электромагнитное загрязнение окружающей среды.

Для общества важно сокращение абсолютных потерь от аварийности, снижение вероятности попасть в дорожно-транспортное происшествие для каждого человека.

Экономический аспект проблемы обеспечения безопасности дорожного движения выражается в чрезвычайно большом размере материальных потерь, связанных с аварийностью с одной стороны и сложностью и многоплановостью организационно-правовых, материально- технических и финансовых путей по их разрешению с другой.

Необходимо подчеркнуть взаимосвязь дорожно-транспортного травматизма и экономического ущерба, возникающего в результате дорожно- транспортных происшествий. Эта взаимосвязь выражается в следующем. Экономический ущерб, возникающий в результате ДТП, определяется размером ущерба, связанного с временной частичной или полной потерей трудоспособности лиц, пострадавшем при ДТП, а также их гибелью, повреждением транспортных средств, разрушением или порчей грузов, задержками в пропуске транспортных потоков.

Оценивая значение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения необходимо указать на зависимость её решения от массовой подготовки общества к участию в этом процессе, поскольку подавляющее количество дорожно-транспортных происшествий происходят по причине нарушения правовых предписаний по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения его участниками, не сумевшими или не пожелавшими правильно отреагировать на складывающуюся на дороге ситуацию.

Очевидно, что без детального правового регулирования сферы, в которой функционируют автотранспортные средства — источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов, а также контроля их выполнения невозможно осуществлять безопасные перевозки грузов и пассажиров.

Министерства и ведомства, выполняя свою часть обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, принимают решения и разрабатывают ведомственные нормативы по этому вопросу, организуют их выполнение, контролируют их соблюдение в пределах своей компетенции.

Читайте также:  Масло тсп 15 к

Рассматривая проблему обеспечения безопасности дорожного движения, необходимо выявить контуры системы, которая носит общегосударственный характер и имеет специально в качестве своей цели решение задачи обеспечения безопасности дорожного движения. Наиболее эффективной формой регулирования социальных отношений является правовая норма, обязательность исполнения которой подкрепляется силой государственной власти, что также справедливо и для сферы обеспечения безопасности дорожного движения.

Сущность работы системы обеспечения безопасности дорожного движения сводится к тому, чтобы путем убеждения, а при необходимости и принуждения, опираясь на силу государственной власти обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, всеми должностными, физическими и юридическими лицами требования норм, касающихся безопасности дорожного движения с целью формирования состояния безопасности и защищенности всех его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

«Движение по улицам городов, населенных пунктов и автомобильным дорогам», «уличное движение», «движение в городах», — эти, а также другие словосочетания применялись ранее для названия того процесса, который охватывается термином «дорожное движение».

Термин «дорожное движение» был впервые введен в международную практику Конвенцией о дорожном движении, принятой в 1949 году на проходившей в Женеве под эгидой ООН Всемирной конференции по дорожному движению. В 1959 году к ней присоединился СССР, но этот термин в нашей стране получил признание только в 1971 году, после того как по предложению Госавтоинспекции МВД СССР был одобрен Комитетом научно-технической терминологии Академии наук СССР.

В различных источниках появился ряд определений дорожного движения, которые отражали различные стороны этого явления. Первое из них было дано В.В. Лукьяновым, которое было сформулировано следующим образом: «дорожное движение — процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников — водителей, пешеходов и пассажиров определяется специальными правилами».

Г.И. Клинковштейн называл дорожным движением существующую на дорогах «сложную динамическую систему, представлявшую собой совокупность движения пешеходов и различных типов механических и немеханических транспортных средств».

Иную, более развернутую формулировку предложил И.К. Шахриманьян: «Современное дорожное движение — перемещение людей и грузов механическими транспортными средствами, а также людей вне этих транспортных средств по дорогам, регламентированное специальными правовыми нормами, регулируемое государственными органами, протекающее в условиях реальной опасности возникновения обстоятельств, препятствующих продолжению этого процесса».

Как объект правового регулирования дорожное движение рассматривал Р.И. Денисов. Он представил дорожное движение как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью осуществления перевозок пассажиров и грузов и подготовкой к этому процессу.

Вопрос использования четкой, правильной и юридически грамотной терминологии является неслучайным. Термин «дорожное движение» точно отражает сущность обозначаемого явления. Так, до 1973 г. в нашей стране действовали «Правила движения по улицам городов, населенным пунктам и дорогам СССР». Исходя из буквального правового толкования этого документа его область действия формально ограничивалась «улицами городов, населенных пунктов и дорогами», что порождало вполне правомерные сомнения по поводу возможности его использования при оценке событий и действий лиц, которые произошли за пределами официально признанной улично-дорожной сети, например, в поле, лесу и т.п. Тем не менее, анализ судебной практики указанного периода показывает, что суды привлекали виновных лиц к ответственности за дорожно-транспортные преступления вне зависимости от места их совершения. Таким образом, введение термина «дорожное движение» позволило юридически точно охарактеризовать это многоаспектное явление.

Несколько иное определение дорожного движения предлагает нам действующий в настоящее время Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»:

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествии и их последствии.

Некоторые выражения, которые используются в этих формулировках требуют разъяснения.

Так, дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Центральное место в процессе дорожного движения занимает человек. Признаком же определяющим его принадлежность к процессу дорожного движения, является его участие в этом процессе в качестве водителя, пешехода или пассажира.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством или ведущее по дорогам скот, стада, упряжных вьючных или верховых животных.

Пешеход — лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Пассажиром транспортного средства является лицо, находящееся в транспортном средстве либо на нем, но не задействованное в его управлении.

Процесс дорожного движения возник, существует и развивается в связи с потребностью человека в перемещении пассажиров и грузов при помощи транспортных средств, причем делать это с как можно более высокой скоростью. Скорость — главная характеристика механического движения, предел которой обусловлен мощностью двигателя, расходом энергии. Однако, реальная скорость движения значительно ниже этого предела. Причиной этому служат дорожные условия — информация о дороге (её геометрических параметрах, состоянии проезжей части, обочин), среде движения (погоде и видимости), управляемом водителем автомобиле (его положении на дороге, относительно других автомобилей) и о себе самом (собственная оценка своего психофизиологического состояния). Таким образом, водитель, руководствуется стремлением двигаться с как можно более высокой скоростью, но этому стремлению противостоит опасность совершения дорожно-транспортного происшествия, необходимость ограничения скорости во избежание создания аварийной обстановки.

Читайте также:  Моторное масло tcl отзывы

Действительно, реальная скорость зависит не только от мощности автомобиля, но и от его конструктивных качеств, что также относится и к дороге с ее оборудованием.

С необходимостью разрешения противоречия «скорость — опасность» приходится сталкиваться на всех уровнях обеспечения безопасности дорожного движения. Достижение такого качества дорожного движения, как его безопасность, возможно лишь путем преодоления, благоприятного разрешения противоречия «скорость — опасность». Преодоление этого противоречия возможно только при эффективности деятельности именуемой организацией дорожного движения.

В свете этого интересным будет раскрытие термина «организация дорожного движения», предложенное В.В. Лукьяновым.

Организация дорожного движения — это деятельность по обеспечению максимально возможной безопасной скорости, включающая подготовку и воспитание его участников, совершенствование транспортных средств, дорожных условий, содержание их в пригодном для эксплуатации состоянии, регулирование движения, надзор за соблюдением правил движения.

Однако нормативно в настоящее время закреплено иное понятие организации дорожного движения. Современное законодательство раскрывает этот процесс как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечить безопасность дорожного движения — это значит добиться снижения общего количества дорожно-транспортных происшествий, числа убитых и раненых в условиях развития автомобилизации.

Практически результаты этой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения могут быть оценены по показателям о состоянии аварийности. Состояние аварийности определяется количеством и тяжестью последствий дорожно-транспортных происшествий.

Рассматривая вопросы аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения, мы неизбежно сталкиваемся с понятием дорожно-транспортного происшествия.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В дорожном движении возникают такие события, которые влекут за собой уголовную ответственность, т.е. преступления. Для обозначения такого рода событий целесообразно использовать термин «дорожно- транспортное преступление».

Дорожно-транспортное преступление — это уголовно наказуемое дорожно-транспортное происшествие.

Фактически дорожно-транспортное преступление это разновидность дорожно-транспортных происшествий. Из всей совокупности дорожно-транспортных происшествий можно выделить случаи, в которых наступление вредных последствий связывается с уголовной ответственностью, т.е. дорожно-транспортные преступления.

Рассматривая дорожное движение, следует обратить внимание на то, что это процесс, представляющий собой определенную социальную систему, которая состоит из ряда компонентов. Человек является основным компонентом процесса дорожного движения. В дорожном движении, как мы уже увидели, человек может выступать в качестве водителя, пассажира или пешехода. Причем, как считает В.В. Лукьянов, в случае если мы говорим о водителе, то его необходимо рассматривать неотделимо от его транспортного средства, поскольку «ни водитель, ни транспортное средство, отдельно взятые, не могут образовать процесса дорожного движения». Дорога, по которой движется транспортное средство, управляемое водителем также является обязательной составляющей элемента дорожного движения.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

1. Появление автомобиля в конце XIX века и его повсеместное распространение в дальнейшем повлекло за собой необходимость правовой регламентации дорожного движения в целях обеспечения его безопасности.

2. На международном и национальном уровне была разработана нормативная правовая база, которая закрепила как понятие дорожного движения и его элементов, так и значение иных основных терминов, используемых в данной сфере.

3. Дорожное движение представляет собой определенную социальную систему, которая является совокупностью ряда составляющих, которыми являются человек, транспортное средство и дорога, которые должны рассматриваться исключительно в своей взаимосвязи.

4. В целях повышения безопасности дорожного движения общество и государство предпринимает меры, направленные на повышение защищенности людей от возможных негативных последствий дорожного движения. Комплекс предпринимаемых в этом направлении мер образует систему обеспечения безопасности дорожного движения. Система обеспечения безопасности дорожного движения — это многоуровневый комплекс взаимосогласованных организационных, правовых, социально-экономических, контрольных и иных мер, реализуемых уполномоченными на то государственными органами, а также иных действий общественных организаций, выполняемых с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий, повышения уровня защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Появление этой системы не было спонтанным явлением, в своем развитии деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения прошла определенные этапы, в ходе которых сформировались предпосылки формирования такой системы.

В нашей стране действует государственная система ОБД, суть которой заключается вубеждении или при необходимости в принуждении, используя силу государственной власти,соблюдать законы дорожного движения всеми учреждениями и организациями, а такжегражданами и должностными лицами.

Для обеспечения эффективного и безопасного функционирования системы осуществляетсякомплекс мероприятий, которые подразделяются на 3 уровня:

1-й уровень — создание системы законодательных и иных нормативных правовых актов, а

также стандартов и технических правил, содержащих общие требования безопасности ко всемкомпонентам системы ВАДС;

2-й уровень — реализация требований системы законодательных и иных нормативныхправовых актов первого уровня в процессе создания транспортных средств, строительства,реконструкции и содержания УДС, организации дорожного движения, а также при подготовкеводителей и обучении населения правилам безопасности движения;

3-й уровень — организация контроля надежности функционирования системы ВАДС впроцессе дорожного движения и принятие мер для восстановления должного уровня безопасностисистемы.

Правовые основы обеспечения безопасности движения на территории РФ определяетФедеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года. Этимзаконом основные направления обеспечения безопасности движения сгруппированы в семьблоков.

1. Установление полномочий и ответственности Правительства, Федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Разработка и утверждение законодательных и иных нормативных правовых актов всфере ОБД.

Читайте также:  Какой кредит выгоднее авто или потребительский

3. Регулирование деятельности на автомобильном, городском транспорте, в дорожномхозяйстве, осуществление деятельности по ОДД.

4. Организация подготовки водителей транспортных средств, обучение населенияправилам безопасности движения.

5. Проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасностидвижения

6. Сертификация объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства,лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения.

7. Осуществление надзора и контроля за выполнением законодательства, действующего в

сфере обеспечения безопасности движения.

Государственная система ОБД состоит из 2-х частей:

2. Система управления безопасностью дорожного движения.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности движения

Основным документом, осуществляющим правовое регулирование в сфере обеспечения безопасностидорожного движения в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.1995 г. N° 196-ФЗ«О безопасности дорожного движения».Этот Закон призван обеспечить охрану жизни, здоровья иимущества граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государствапутем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Закон предусматривает совершенствование системы управления безопасностью движения,регламентирует основные права, обязанности иответственность всех участников дорожногодвижения, устанавливает целевое планирование и управление обеспечением безопасности движения.

Законом «О безопасности дорожного движения» установлен приоритет жизни и здоровьяграждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственнойдеятельности и приоритет ответственности государства над ответственностью граждан,участвующих в дорожном движении.

Закон устанавливает основные требования по обеспечению безопасности в отношении всехсоставляющих дорожного движения: автомобиля, водителя, дороги.

Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасностьдорожного движения.

Техническое состояние транспортных средств, система технического обслуживания и ремонта, государственный технический осмотр транспортных средств в совокупности

должны обеспечить соблюдение условий безопасности движения при эксплуатации транспортныхсредств.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается вобязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей с цельювыявления противопоказаний или ограничений к водительской деятельности, оказаниидоврачебной помощи на месте ДТП, квалифицированной медицинской помощи в путиследования в лечебное учреждение и в самом лечебном учреждении.

Другим основным нормативным актом являются Правила дорожного движения,определяющиеединый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации.

Важную группу нормативных документов составляют Государственные стандарты (ГОСТ),устанавливающие технические Требования по обеспечению безопасности движения и экологической безопасности. ГОСТы регламентируют требования к дорожным знакам и разметке,техническим средствам организации дорожного движения и автоматизированным системамуправления дорожным движением, конструктивной безопасности автомобилей, токсичнымвыбросам и шуму транспортных средств.

Строительные нормы и правила (СНиП)содержат требования по обеспечению безопасностидвижения при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании автомобильныхдорог.

Нормативно-правовое обеспечение автотранспортной отрасли включает в себя с учетомстандартов несколько тысяч документов. В сфере безопасности автоперевозок в настоящее времядействует несколько сотен нормативно-правовых документов. Распределение норм по ихюридической силе для любой отрасли деятельности общества (включая и автотранспортную)осуществляется по принципу пирамиды — вверху федеральные законы, под ними – подзаконныеакты, издаваемые на основании соответствующих законов и во исполнение отдельных положенийэтих законов.

Лекция 3

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2258 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

технические средства организации дорожного движения — 3.93 технические средства организации дорожного движения : Комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги. Источник: СП 78.13330.2012 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52289-2004: Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств — Терминология ГОСТ Р 52289 2004: Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств оригинал документа: 3.7. знак дополнительной информации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОДМ 218.6.010-2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог — Терминология ОДМ 218.6.010 2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог: 3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические средства — 3.2 Технические средства систем автоматизации, комплекс технических средств (КТС) совокупность устройств (изделий), обеспечивающих получение, ввод, подготовку, преобразование, обработку, хранение, регистрацию, вывод, отображение, использование и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Организация дорожного движения — (ОДД) комплекс организационно правовых, организационно технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения. Одним из видов ОДД является… … Википедия

Правила дорожного движения для велосипедов — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. При движении по дорогам общего пользов … Википедия

Технические — 19. Технические указания по технологии производства строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства электроснабжения). М.: Оргтрансстрой, 1966. Источник: ВСН 13 77: Инструкция по монтажу контактных сетей промышленного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Служба дорожной инспекции и организации движения — ДИиОД контролирует проектирование, строительство и реконструкцию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного… … Википедия

Cистемы безопасности на железнодорожных переездах в Украине — По данным государственного предприятия (ГП) Укрзализныця (Украинские железные дороги), в Украине действуют 5662 железнодорожных переезда, из них 1457 (25,7%) обслуживаются дежурными сотрудниками, еще 2827 (49,9%) без дежурного, но оборудованы… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Регистрационные документы транспортного средства — 7. К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств. Источник: Приказ МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 29.08.2011) О порядке… … Официальная терминология

Ссылка на основную публикацию