Перевести машину на газ

Перевести машину на газ

Учитывая безбожно растущие цены на бензин, об установке ГБО начинают задумываться даже те, кто несколько лет назад о подобном не помышлял в принципе. А если учесть, что ценообразование в нашей стране зависит исключительно от жадности нефтедобывающих компаний, но никак не от объективных макроэкономических факторов, число желающих перейти на менее дешевое моторное топливо будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Но тут не все так просто.

Как только вы начинаете искать оптимальный путь реализации задуманного, на вас выливается огромный поток информации. И далеко не всегда правдивой. Различные форумы также не дают однозначного ответа. Одни считают газ чуть ли не вселенским злом, убивающим двигатель, а в случае ДТП еще и владельца авто. Другие, напротив, рассматривают его, как отличный инструмент, позволяющий серьезно снизить расходы на содержание машины В эти дебри мы вникать не будем, приведем лишь несколько бесспорных фактов.

Плюсы. Газ примерно вдвое дешевле бензина. Он чище, поскольку бодяжить его дороже, чем продавать как есть. Запас хода машины увеличивается в среднем в полтора раза, а у владельца появляется альтернатива – газ или бензин.

Минусы. Расход газа выше, чем расход бензина. Мало того, при установке ГБО потребление последнего также немного возрастает. Двигатель теряет примерно 10-15% номинальной мощности, что также сопряжено с особенностями установки.

Долой стереотипы

При этом газ действительно «убивает» мотор. Но от этого не уйти. Тем не менее, речь идет не о двигателе в целом, а о клапанах и головке блока. Сам блок при этом на газу живет гораздо дольше, поскольку газ увеличивает ресурс масла. Вот клапаны горят, головка разрушается. Однако к тому моменту, когда ситуация станет критичной (пробег в 200 000-300 000), вы либо машину продадите, либо сэкономите на топливе сумму, которой с лихвой хватит не только на ремонт, но и на замену.

Теперь о весе и надежности оборудования. Если мы не говорим об автомобиле, изначально подготовленном производителем под установку ГБО, будьте готовы к тому, что баллоны сожрут место в багажнике. По поводу массы можно сказать следующее. Времена, когда метановый баллон весил под сотню килограммов, канули в Лету. Сегодня в продаже можно найти емкости с удельной массой 0,3 килограмма на литр, то есть пустой 25-литровый баллон весит около 10 кг.

Что же касается надежности, то в данном случае все зависит от производителя, регулярности обслуживания, а также от степени искривления рук и квалификации установщиков. В остальном же клиентам давно доступно ГБО 4-го поколения с электронными «мозгами». То есть вам даже переключатель не понадобится – автоматика запустит авто на бензине, сама перейдет на газ, а если тот закончится – обратно на бензин. В общем, объективного повода считать ГБО небезопасной просто нет.

13 000 рублей экономии

А теперь посчитаем, стоит ли в принципе переводить машину на газ. Главный аргумент, который приводят адепты «газовождения» – дешевизна самого топлива. Тут они не лукавят. В Москве, к примеру, средневзвешенная цена литра 92-го составляет 31,3 рубля, а литрп пропана — около 16 рублей, метана – 15 рублей. Поэтому, если откинуть ценник, заложенный на работу, стоимость сотни километров, пройденных на условной LADA Granta при паспортном расходе в 7 литров, снизится более чем существенно – с 220 до 130 рублей. А это значит, что выбегая около 20 000 километров в год, вы будете экономить около 13 000 рублей.

Выгода не для всех

Однако эти суммы сами по себе ничего не значат. Стоимость пропановой системы (вместе с установкой) для Granta в Москве оценивается примерно в 30 000 рублей. И это не потолок, но и не нижний ценовой сегмент – оборудование «бизнес-класса» от одного из лидеров отрасли.

Метановая при прочих равных дороже на 7000-10 000. Кроме того, в последнем случае вы, наверняка, захотите поставить облегченный металлопластиковый (или даже композитный) баллон, ценник которого рассчитывается исходя из объема – от 290 рублей/литр (металлический – 220 рублей/литр). Таким образом, весь проект обойдется минимум в 45 000. И теперь посчитайте, сколько лет вам потребуется, чтобы окупить установку. Нменьше четырех. Во всяком случае, если ваш пробег равен уже указанным 20 000 километров.

Иными словами, задумываться о ГБО имеет смысл лишь в том случае, когда пробег выше указанного в полтора-два раза, либо вы обладаете гораздо более прожорливым авто, оснащенным мотором V6 или V8. Но тут, как говорится, «сам бог велел». При среднем расходе в 15-17 литров, время окупаемости снижается до 1,5-2 лет. Кроме того, при таких рабочих объемах и, как следствие, мощностях один из основных минусов перехода на газ – потеря мощности – оказывается не такой уж и существенной. Ну потеряете «лошадей» 25-30 – на динамике почти не скажется, однако ценник на топливо снизится весьма серьезно.

Что характерно, бюджет проекта при этом вырастает не так уж и значительно – в среднем до 50 000 рублей. Остается проблема с пространством в грузовом отсеке, но она вполне решаема. Берите напоминающие пончик тороидальные баллоны, устанавливающиеся в нишу запасного колеса, либо монтирующиеся под днищем автомобиля.

Кроме того, в природе существуют и вертикальные тороидальные емкости, которые можно крепить к боковине грузового отсека. Пространство они, конечно, съедают, но при этом не лишают водителя возможности хотя бы частично трансформировать задний диван и не исключают наличия запаски. Сложность в том, что все это касается систем для пропана – попутного нефтяного газа. Если же вы предпочитаете более чистый природный, о подобной вариативности можно даже не заикаться.

«Сухой» метан лучше «мокрого» пропана

Пропан хранится в сжиженном состоянии, метан – в газообразном, причем под давлением в 200 атмосфер (пропан – 5 атмосфер). Поэтому емкости тут исключительно цилиндрические, массивные и, как правило, более дорогие. Если, конечно, вы не хотите возить в багажнике лишний центнер. Для комтранса это проблемой не является, но в случае с легковыми машинами об этом следует помнить.

Тем не менее, у метана перед пропаном есть ряд преимуществ. Во-первых, это самое быстро возобновляемое топливо на планете. То есть его ценник от объемов добычи и переработки нефти напрямую не зависит. Во-вторых, он сухой, то есть в нем в принципе отсутствует конденсат, от которого владельцам авто, выбравших нефтяной газ, избавляться нужно регулярно. По большому счету, метан может стать промежуточным звеном между бензином и чистой энергией. В-третьих, в отличие от пропана, метан легче воздуха, что на порядок снижает риск взрыва или пожара даже во время ДТП. То есть при утечке он не концентрируется в самом низком месте, а образует подвижное облако, которое рассеивается ветром. Взрывоопасной считается 5-процентная концентрация, добиться которой в бытовых условиях почти нереально.

Впрочем, это не значит, что у него нет недостатков. Самый главный – жесткий технический контроль: система, работающая под давлением в 200 атмосфер, наплевательского к себе отношения не терпит. Второй фактор – цена и габариты оборудования. То есть окупается он гораздо дольше. Третье – количество заправок. В Москве и Подмосковье их, например, можно пересчитать по пальцам. В южных регионах, напротив, особых проблем с поиском нужной АГНКС, как правило, не возникает. В любом случае, если встал вопрос об установке ГБО, изучить ценообразование и инфраструктуру в регионе не помешает. Согласитесь, глупо экономить на топливе, теряя деньги на регулярном перепробеге.

Готовых решений нет

Оптимальным вариантом в таком случае выглядит не дооборудование автомобиля, а покупка готового. Что, к слову, решает массу проблем, начиная с вопросов компоновки системы и заканчивая ее работоспособностью. Некоторое время назад на редакционном тесте у нас побывал VW Passat EcoFuel (подробнее об этой машине читайте здесь) , который впечатлил буквально всех.

Читайте также:  Какая волна у дальнобойщиков в россии

Он выглядел и ездил, как обычный Passat, но его бензиновый бак был урезан до 15 литров. Освободившееся же место занимали три 10-литровых метановых баллона (21 килограмм), куда влезало ровно 6 кубов газа. Запас хода тот же – 500-600 километров, а ценник на заправку – в три раза ниже, чем у бензинового аналога. Но поставлять такие Passat в Россию немцы так и не начали. Мало того, не так давно они отказались и от ввоза Caddy EcoFuel. Остальные же производители о подобных авантюрах даже не задумывались. В общем, нам остается пользоваться теми возможностями, что есть, то есть ставить ГБО.

Стоит ли оно того?

Итак, подведем итог. На машинах с небольшим рабочим объемом двигателя и относительно низким расходом особого смысла в переоборудовании нет. Даже если водитель уложится в 30 000 рублей, процесс окупаемости растянется на 4-5 лет. Исключение – драйверы, наматывающие за год по 40 000-50 000 километров. Однако здесь весьма актуальным становится вопрос ресурса самой машины – за какие-то два-три года она при такой нагрузке превратится в «ведро». Плюс изначальная потеря мощности и снижение ресурса ДВС. И то, и другое в такой ситуации может оказаться весьма существенным.

Вот с достаточно мощными авто и внедорожниками и тем более с легким комтрансом все более однозначно. Выгода очевидна. Возможно, владельцу придется заложить на переоборудование более серьезный бюджет – 40 000-50 000 рублей, но срок окупаемости снизится примерно вдвое. Впрочем, среднегодовой пробег тут тоже нужно учитывать: если он не превышает тех же 20 000 километров, владельцу стоит хорошенько подумать и тщательнейшим образом все просчитать.

Машины же, которые официально считаются коммерческими (те же «каблуки» или микроавтобусы), проще без колебаний сразу переводить на метан, так как у них и пробеги, как правило, большие, и проблем с размещением баллонов на порядок меньше. Кроме того, тут можно использовать самые бюджетные емкости, монтировать дополнительный фальшпол или ставить их вертикально. Все это возможно и доступно. Разумеется, при наличия желания и соответствующих возможностей.

Рост цен на бензин побуждает автовладельцев задумываться об альтернативных видах топлива. Пока электромобили остаются в высоком ценовом сегменте, а число заправок со специализированными розетками не велико, многие делают свой выбор в пользу газобаллонного оборудования (ГБО). Чтобы понять выгодно ли переводить авто на газ, нужно сравнить плюсы и минусы работы двигателя с дополнительным оснащением, а также учесть обслуживание и безопасность.

Стоит ли переводить машину на газ

ГБО представляет собой систему альтернативной подачи топлива, полностью независящую от существующей и способной функционировать в качестве основной. В нее входит редуктор, подсоединенный к каналам впрыска. В зависимости от вида двигателя— карбюраторный или инжекторный — используется различная схема подключения. Систему дополняет небольшой электронный блок управления с предохранителем, баллон с газом и коммуникационные шланги.

Плюсы заправки газом

Главная причина установки газа на авто — это экономия по затратам на горючее. Во многих странах СНГ газ стоит в два раза дешевле бензина. Например, в России цена АИ-95 составляет 43-45 рублей, а пропан-бутана 22 руб. Примерно такое же соотношение присутствует и в других странах, и даже в Европе. Такая разница обусловлена тем, что при переработке нефти в бензин и другие виды топлива пропан выделяется естественным образом и является побочным продуктом, не требующим отдельных вложений по добыче.

Расход автомобиля с газовой установкой зависит от объема двигателя и настроек оборудования. Например, у машины с двигателем 1.3-1.5 л на 100 км. в городе будет потребляться от 8.5 до 12 литров газа. На бензине проезд этого же расстояния в населенном пункте со светофорами и пробками потребует от 7 до 9 литров. Если посчитать по максимальным показателям расхода и ценам, получится:

  • Газ: 12л х 22 руб. = 264 руб./100 км.
  • Бензин: 9л х 45 руб. = 405 руб./100 км.

На трассе машина с газовой установкой будет расходовать от 8 до 9 л/100 км, а потребляя бензин 5.5-7 л/100 км. В любом случае газ — это экономично по деньгам, при одинаково пройденном расстоянии, независимо от режима езды.

При умелых руках регулировщика можно так настроить газовое оборудование, что холостые обороты будут минимальными, а они составляют до 30% от общей работы двигателя, что делает эксплуатацию еще более выгодной.

Еще одной положительной причиной перехода на газ является мягкая работа двигателя. Это обусловлено содержание октанового числа в газе в пределах 105 единиц, что превышает показатели самого дорогого бензина. Многие водители отмечают более плавный ход машины, урчание мотора, уменьшение рывков при нажатии на педаль газа, тихую работу силового агрегата. Когда машина идет со включенной передачей, но только на холостых оборотах (педаль газа отпущена и авто постепенно замедляется), то отсутствует дерганье. Конечно, утром при заводе на холодную, посторонние звуки могут присутствовать, но это бывает и при работе на бензине, пока мотор не прогреется.

Третьим весомым аргументом в пользу газа является запас хода. Ввиду двух независимых топливных систем можно проехать большое расстояние без остановок или дозаправок (актуально для поездок заграницу и обратно, где топливо стоит еще дороже). При полном бензиновом баке на 60 л и газовом баллоне 38 л («таблетка») можно проехать до 1300 км.

Минусы эксплуатации газа

К минусам установки газобаллонного оборудования относится прежде всего стоимость перевода, составляющая от 250 до 400 $, в зависимости от поколения (Евро 2/3/4/5/6). Самый дешевый вариант — это Евро 2, который подходит как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей, но нуждается в ручном переключении для перехода с одного вида топлива на другое. В Евро 4 и выше этот процесс осуществляется автоматически, при достижении температуры в 32 градуса, чтобы не вредить мембране, которая лопается в холодном состоянии. Но стоит такое оборудование дороже.

Другим минусом газа служит «сухой» эффект от этого вида топлива. Когда двигатель достигает высоких оборотов (от 4000 об/мин), то внутренние детали начинают перегреваться, несмотря на циркуляцию масла и работу системы охлаждения. В таком случае бензин, содержащий дополнительные добавки, немного облегчает работу двигателя, выполняя и роль смазки. Газ же в чистом виде воздействует более сухо, что приводит к ускоренному износу колец и цилиндров. Если на бензине двигатели способны выходить до 250000-300000 км до капремонта, то при эксплуатации все время на газу этот интервал составляет 150000-250000 км.

Третьи минусом будет уменьшение багажника. Баллон от ГБО монтируется вместо запаски в «подвале» багажника. Это удобно и незаметно, но запасное колесо приходится возить в самом багажнике, что уже «съедает» полезное пространство. Для передвижения по городу это мало принципиально, а на дальние расстояния с полным салоном пассажиров уже окажется неудобным, поскольку трудно уместить все сумки. Конечно, колесо можно достать и ездить без него, но это риск остаться в поле с пробитой шиной. В случае классического вертикального баллона, он так же занимает полезное место, да еще и мешает перевозить крупные грузы (при раскладке второго ряда кресел).

При установке ГБО необходимо вносить изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства, а по факту получать новое, со вписанным оборудованием. Такая процедура платная. Без этого возможны проблемы с полицией по причине «перевозки опасных грузов» (баллона) без документов. ГБО нуждается в дополнительном обслуживании и ремонте. Еще отсутствуют четкие стандарты качества газа на АЗС и проверить его заранее невозможно. Водитель поймет, что заправился некачественным топливом лишь по падению тяги, но изменить ничего уже не сможет, пока не расходует этот запас. Поэтому заправлять автомобиль газом рекомендуется только на проверенных станциях и не экспериментировать с неизвестными АЗС.

Читайте также:  Новая мазда 6 фото

В чем разница по ремонту и обслуживанию ГБО в сравнении с бензином

Тем, кто привык ездить на бензине, приходится периодически менять топливный фильтр (каждые 30000 км), свечи, воздушный и масляный фильтры, технические жидкости. Если установлено ГБО, то требуется дополнительное обслуживание:

  • Периодическая опрессовка баллона и коммуникаций. Продувка обеспечивает высокую проходимость путей и выявляет возможные места утечки. При их обнаружении хомуты или соединения обтягиваются.
  • Слив конденсата. Из-за различных добавок в газ негорючие присадки скапливаются в отстойнике редуктора. Постепенно они будут увеличиваться и заполнять камеру. В мороз, при большом объеме, они способны замерзнуть. Чтобы это предупредить конденсат сливают, для чего выкручивают шестигранником пробку внизу редуктора. Процедура выполняется каждые 7000-10000 км пробега или раз в год.
  • Фильтры газовой и жидкой фазы меняются каждые 15000 км пробега. Но в действительности газовый фильтр засоряется медленно, поэтому стоит проверять его состояние и заменить по мере загрязнения.
  • Контроль протеканий в подкапотном пространстве и багажнике. Можно совмещать с ТО других узлов автомобиля, например, с заменой масла каждые 10000-15000 км пробега.
  • Подключение электронного блока к компьютеру и проверка параметров настройки. Авто нуждается в подобном обслуживании при изменении расхода в большую сторону, частых самопроизвольных остановках двигателя, потере тяги.

По сравнению с бензином износ двигателя эксплуатируемого на газу будет происходить быстрее, что потребует раньше замены поршневых колец. Обычно после 200000 доставляют 0,25 мм и далее. Здесь все зависит от обслуживания и марки автомобиля.

Самым уязвимым местом ГБО является мембрана. Газ имеет свойство сушить резиновые материалы, и прокладка в редукторе начинает загрубевать. Это проявляется в неровной работе двигателя при движении на газу, отсутствии холостых оборотов (машина сразу глохнет при отпускании педали газа). В зависимости от пробега каждые 5-9 лет необходимо менять ремкомплект редуктора.

Еще в ремонте периодически будут нуждаться коммуникационные пути. От редуктора к двигателю протягивается гибкий шланг для подачи газа. Он соприкасается с различными узлами и перетирается от вибрации. Обычный резиновый канал здесь не подойдет и необходимо приобретать для ремонта именно шлангу для газа (с биркой).

Хоть использование ГБО и выгодно, но его наличие не означает, что бензиновая система совсем не будет работать и сохранится новой. При запуске холодного двигателя на газу мембрана имеет низкую температуру и остается грубой, что вызывает посторонние звуки в ДВС и содействует трещинам на резиновой диафрагме. Чтобы избежать этого в холодный период приходится заводить авто на бензине (в Евро 4 это происходит автоматически), а лишь при достижении температуры 32 и выше градуса переходить на газ (в Евро 2 и 3 в кабине тумблер для переключения).

Если закончился бензин, то можно завестись на газу, не давая чрезмерных оборотов (чтобы редуктор не покрывался инеем от конденсата) и постепенно прогреть мотор. Но в такой ситуации нельзя глушить двигатель не доведя температуру до 95 градусов, иначе потом авто какое-то время будет невозможно завести вообще (двигатель залит холодным газом, мембрана еще грубая). Остальная эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобиля происходят аналогично, как и с бензиновым топливом.

Безопасность при использовании газа вместо топлива

ГБО на автомобиле может быть с пропан-бутаном или метаном. Оба вида стоят дешевле бензина, но какой газ лучше станет понятно после сравнения их по безопасности. Пропан-бутан хранится в баллоне в жидком состоянии и в этом схож с бензином. Газом он становится только в редукторе перед впрыском в двигатель. Ввиду сжиженного состояния он имеет низкое давление, что позволяет закачивать (а по факту заливать) его по 35 литров в баллон емкостью 38 л. Единственное требование — заполнять топливной смесью только 85-90% от фактической емкости бака. Баллон нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей или механическим ударам. Но расположение в багажнике полностью удовлетворяет этим требованиям с самого момента установки.

А вот метан всегда остается в газообразном состоянии, поэтому для ГБО требуется баллон с толстыми стенками, рассчитанный под давление до 250 атм. Эти же показатели распространяются и на коммуникационные трубки. Вес такого баллона составляет 65 кг и влияет на снаряженную массу авто. Наличие в автомобиле высокого давления опасно тем, что при истирании трубки может произойти разрыв канала, а если рядом будет искра, то последует взрыв. Но даже без этого баллон с метаном вмещает в себя только 13 литров газа, которых хватает на 130 км пути, что требует частых заправок и неудобно.

Кому положена доплата за установку ГБО в авто

Еще одним немаловажным плюсом установки ГБО в ваш автомобиль является недавно разработанная федеральная подпрограмма Минэнерго по развитию рынка газомоторного топлива, в рамках которой планируется субсидировать переоборудование автотранспорта и спецтехники возрастом не более 5-ти лет для работы на «голубом топливе».

Министерство предлагает выплачивать 27 тысяч рублей владельцам легковых авто, 48 тысяч владельцам легкого коммерческого транспорта, 63 тысячи для автобусов малой вместимости, 111 тысяч для других автобусов, 114 тысяч для грузового транспорта и 147 тысяч для владельцев магистральных тягачей.

Предполагается, что действие программы будет распространяться на всех владельцев автотранспортных средств на равных условиях и в независимости от того, кто является собственником. При этом, финансирование данной программы будет происходить за счет федерального бюджета и только в тех регионах, которые подадут заявку на получение данных средств.

Для получения субсидии нужно пройти определенную законодательством процедуру, которая, помимо стоимости самой газовой установки, будет стоить владельцу около 10 тыс. руб., но позволит сделать данные конструктивные изменения законными:

  1. Нужно обратиться в специализированную лабораторию, где будет произведена первоначальная экспертиза на предмет возможности интегрирования ГБО в конкретный автомобиль;
  2. Владельцу следует посетить ГИБДД, где транспортное средство осмотрят и выпишут допуск на установку газового оборудования;
  3. Следующим этапом является сама установка ГБО в специализированном автосервисе, по итогам которой вам должны выписать официальные бумаги о проделанной работе;
  4. Затем нужно посетить пункт техосмотра;
  5. Повторная экспертиза в лаборатории, где будет определена правильность установки оборудования;
  6. Повторное посещение ГИБДД, где вам нужно получить свидетельство о соответствии и зарегистрировать внесенные конструктивные изменения.

Делаем выводы.

После досконального рассмотрения темы можно подытожить кому стоит переходить на газ: если автомобиль планируется использовать часто (каждодневные поездки на работу, такси, путешествия), его не будут продавать в ближайшие 3 года (за это время ГБО окупится), гарантия на авто уже прошла (установка оборудования аннулирует гарантию). Целесообразно переводить автомобиль на газ при расходе бензина от 6 литров на 100 км. Выбирая по безопасности и стоимости оборудования большинство отдает приоритет пропан-бутановой установке. Вид поколения зависит от типа впрыска и возможностей бюджета.

Нефть дешевеет, бензин дорожает, а зарплаты сокращаются. В таких условиях все больше и больше автолюбителей задумываются о способах экономии. Самым популярным способом остается установка Газо-Баллоного Оборудования (ГБО), т.е. перевод автомобиля на природный газ, вместо бензина. Посчитать на калькуляторе целесообразность такой экономии может каждый, но далеко не все знают некоторые нюансы этой процедуры, а иногда правда специально замалчивается или искажается установщиками ГБО, которые разносят всевозможные мифы. С разбора таких мифов и заблуждений начнем эту статью.

Работа на газе меньше изнашивает двигатель.
Один из излюбленных мифов, продвигаемых установщиками ГБО, основывается на том, что при работе на газе образуется меньше отложений на деталях двигателя – это правда. Но вот о том, что возрастает температура выхлопных газов и к чему это приводит, они предпочитают молчать. А приводит это к перегреву и ускорению термомеханического разрушения деталей двигателя и как следствие более раннему ремонту. Если владелец автомобиля игнорирует рекомендации по спокойной езде и продолжает ездить “тапка в пол” на газу как привык на бензине, то этот ремонт может наступить очень скоро.

Читайте также:  Крокус сити молл реклама

Проблемы с двигателем возникают только на советских Газелях и т.п., а с нормальными иномарками такого не происходит.
Да, газели ломаются чаще, чем иномарки, но это происходит из-за работы на износ самих Газелей и популярности ГБО у их владельцев. На иномарках все абсолютно аналогично, вот фотография трещины в корпусе двигателя (ГБЦ) на автомобиле Ауди:

Октановое число газа выше, за счет этого расход ниже
Действительно, октановое число (ОЧ) газа порядка 100, но для того, чтобы получить от этого экономию необходимо значительно изменить конфигурацию мотора, а точнее сделать новый мотор, который будет рассчитан под это ОЧ. Почему так происходит можно почитать в статье “Каким топливом следует заправляться” www.meridian-club.ru/node/162

Газ более экологичен
Испытания* подтвердили некоторое снижение выбросов CO и NOx, но вместе с этим значительно возрос выход остаточных углеводородов CH! Так что говорить об экологичности автомобиля на газу как минимум неуместно, а с большой долей вероятности газ может оказаться менее экологичным – все зависит от настроек. Для получения экологического результата необходимо сделать изначально другой двигатель, аналогично ОЧ.

При установке ГБО увеличивается запас автономного хода
Эта байка популярна у автотуристов, т.к. в этой среде очень важным является то, насколько далеко Вы можете отъехать от ближайшей заправки. Конечно, запас хода увеличивается, но гораздо лучших показателей можно добиться взяв несколько канистр с бензином. Если взять объем бензина такой же, как и Ваш газовый баллон, лежащий в багажнике, то получим увеличение запаса хода минимум в 2 раза больше. Почему? Во первых расход газа значительно выше, чем бензина. Во вторых газ заправляют только на 80% от емкости. В третьих сам газовый баллон тяжелый и громоздкий, съедет дополнительное место в багажнике из-за своей неоптимальной формы, в то время как легкие квадратные канистры удобно складывать как в тетрисе, их можно даже положить на верхний багажник. Наконец, вернувшись домой, канистры можно оставить в гараже и спокойно отвезти холодильник на дачу. Газовый баллон так просто из багажника не выложить.

Газ не опаснее бензина и другие размышления на тему безопасности ГБО
Устанавливая ГБО, Вы вносите второй потенциально опасный элемент в автомобиль, при этом не отказываетесь от первого – ведь бензин требуется для запуска автомобиля в любом случае. Таким образом, шансы несчастного случая из-за горючих веществ как минимум удваиваются. Что опаснее одна обезьяна с гранатой или две обезьяны с двумя гранатами? Теперь перейдем непосредственно к факторам опасности ГБО по сравнению с бензином. Газ находится под давлением постоянно (в т.ч. на стоянке) в отличие от бензина, у которого под давлением только магистраль при включенном двигателе. Давление в баллоне очень большое и неправильная заправка или неисправный баллон приводят к взрыву. Газ более летуч, ему проще распространиться до объекта, который может воспламенить. Утечка газа менее заметна, ее невозможно определить визуально по луже под машиной.

Работа на газе экономичнее в 2 раза за счет стоимости газа
Цена за литр топлива не говорит о том, что и экономия будет такая же. Расход газа значительно выше, чем бензина, это связано с тем, что в единице объема газового топлива содержится меньше энергии, чем в единице объема бензина. Объективные испытания* показали, что реальная экономия, приведенная к денежному эквиваленту, составляет 15% (при цене на газ в 2 раза ниже бензина).

Но мой приятель раньше тратил 5 тыс. в месяц на бензин, а теперь 3 тыс. на газ
С чего вы решили, что эта экономия обусловлена только газом? При переходе на газ снижается мощность двигателя (за счет более медленного горения газового топлива) и автомобиль значительно теряет в динамике. Сразу же меняется стиль вождения и расход. Установщики ГБО обычно дают рекомендацию не “рысачить” во избежание перегревов – это тоже влияет на стиль вождения.

Кроме всего прочего существует еще чисто психологический фактор: человек, потративший внушительную сумму на установку ГБО, хочет получить эффект, который докажет, что эту сумму он потратил не зря. Причем доказывать он будет как другим, так и самому себе, чтобы не выглядеть глупо в своих глазах. По этой же причине, владельцы ГБО, будут скорее нахваливать свое приобретение друзьям, чем сознаются, что купили сомнительную вещь, которая начнет приносить прибыль только через пару лет.

И еще, хочется привести пример для понимания того насколько влияет стиль вождения на расход: недавно я решил поменять автомобиль и выбирая новый, активно читал отзывы владельцев (как их теперь называют “блоги”). Для выбранной мной модели отзывы по расходу различались до 4х раз! Один любитель активной езды с преимущественно городским пробегом публиковал фотографию, на которой бортовой компьютер показывал средний долговременный расход более 16 литров на сотню, а другой владелец хвастал, что в загородной поездке ему удалось сократить средний расход до 4х литров на 100 км. Предложите своему приятелю поездить таким же овощем на бензине – соотношение затраченных сумм резко упадет.

Еще несколько важных факторов, которые надо учитывать при переводе автомобиля на газ:
Если Ваш автомобиль был на гарантии, то он моментально ее лишится, вне зависимости от того, что говорят установщики ГБО и какие сертификаты предъявляют.

Предъявить претензию к установщикам, если с автомобилем случится что-то серьезное, Вы скорее всего не сможете. Самая распространенная ситуация: установщики ликвидируют одно ООО “Рога и копыта”, которое произвело установку ГБО на Ваш автомобиль, а на его месте появится другое ООО и продолжит работу в том же боксе, но никакой ответственности перед Вами уже нести не будет.

Даже если Ваш автомобиль не на гарантии, все равно, многие СТО откажутся иметь с ним дело, а ремонт у тех, кто занимается машинами на газе, будет значительно дороже.

При установке ГБО требуются специальные настройки и изменения в конструкции топливной системы, которые будут не оптимальны для бензина. Вы потеряете в мощности и надежности при езде на бензине тоже.

Вооружимся калькулятором и посчитаем, через какое время установка ГБО “отобьет” вложенные средства и начнется экономия. Составим пару расчетов. Для начала возьмем УАЗ Патриот, со средним расходом топлива 18л. на 100 км 92-ого бензина:
18л. /100 км. * 33 руб. за литр * 0.15 (15% экономия) = 0.891 р.

Именно это сумму мы будем экономить с каждого километра пробега на газе. Средняя стоимость установки ГБО порядка 40 тыс. руб. Несложно посчитать, что перевод машины на газ начнет приносить реальную экономию владельцу только после 45 тыс. км. пробега. Но даже тут все не так радостно, ведь разница в цене между газом и 92-м бензином не в 2 раза, а значит этот показатель еще хуже.

Теперь возьмем простую легковушку, с расходом в 10 л. 95ого бензина:
10л / 100 км * 36 руб. * 0.15 = 0.54 р. – здесь ГБО начнет приносить экономию только после 74 тыс. км пробега.

Оба расчета справедливы только при указанных расходах топлива (взят средний комбинированный расход город + трасса), а если Вы соберетесь пропутешествовать скажем на юг 5000 км. по загородным дорогам, то расход снизится, а выгода от перехода на газ уменьшится.

Выводы
1. Газовое топливо не имеет никаких других преимуществ перед бензином, кроме экономических.
2. Перевод на газ имеет экономическую целесообразность только при большом расходе топлива (15-20 л. и выше) и больших пробегах. (30-50 тыс. км в год и более.)

www.meridian-club.ru/node/246
_________________________________________________________________________________
* — исследования лаборатории журнала “За рулем”, статья "Попутный газ", журнал "За Рулем" №10 Октябрь 2008 г. стр. 216

фотографии взяты из открытых источников в интернете.

Ссылка на основную публикацию

Перевести машину на газ

Учитывая безбожно растущие цены на бензин, об установке ГБО начинают задумываться даже те, кто несколько лет назад о подобном не помышлял в принципе. А если учесть, что ценообразование в нашей стране зависит исключительно от жадности нефтедобывающих компаний, но никак не от объективных макроэкономических факторов, число желающих перейти на менее дешевое моторное топливо будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Но тут не все так просто.

Как только вы начинаете искать оптимальный путь реализации задуманного, на вас выливается огромный поток информации. И далеко не всегда правдивой. Различные форумы также не дают однозначного ответа. Одни считают газ чуть ли не вселенским злом, убивающим двигатель, а в случае ДТП еще и владельца авто. Другие, напротив, рассматривают его, как отличный инструмент, позволяющий серьезно снизить расходы на содержание машины В эти дебри мы вникать не будем, приведем лишь несколько бесспорных фактов.

Плюсы. Газ примерно вдвое дешевле бензина. Он чище, поскольку бодяжить его дороже, чем продавать как есть. Запас хода машины увеличивается в среднем в полтора раза, а у владельца появляется альтернатива – газ или бензин.

Минусы. Расход газа выше, чем расход бензина. Мало того, при установке ГБО потребление последнего также немного возрастает. Двигатель теряет примерно 10-15% номинальной мощности, что также сопряжено с особенностями установки.

Долой стереотипы

При этом газ действительно «убивает» мотор. Но от этого не уйти. Тем не менее, речь идет не о двигателе в целом, а о клапанах и головке блока. Сам блок при этом на газу живет гораздо дольше, поскольку газ увеличивает ресурс масла. Вот клапаны горят, головка разрушается. Однако к тому моменту, когда ситуация станет критичной (пробег в 200 000-300 000), вы либо машину продадите, либо сэкономите на топливе сумму, которой с лихвой хватит не только на ремонт, но и на замену.

Теперь о весе и надежности оборудования. Если мы не говорим об автомобиле, изначально подготовленном производителем под установку ГБО, будьте готовы к тому, что баллоны сожрут место в багажнике. По поводу массы можно сказать следующее. Времена, когда метановый баллон весил под сотню килограммов, канули в Лету. Сегодня в продаже можно найти емкости с удельной массой 0,3 килограмма на литр, то есть пустой 25-литровый баллон весит около 10 кг.

Что же касается надежности, то в данном случае все зависит от производителя, регулярности обслуживания, а также от степени искривления рук и квалификации установщиков. В остальном же клиентам давно доступно ГБО 4-го поколения с электронными «мозгами». То есть вам даже переключатель не понадобится – автоматика запустит авто на бензине, сама перейдет на газ, а если тот закончится – обратно на бензин. В общем, объективного повода считать ГБО небезопасной просто нет.

13 000 рублей экономии

А теперь посчитаем, стоит ли в принципе переводить машину на газ. Главный аргумент, который приводят адепты «газовождения» – дешевизна самого топлива. Тут они не лукавят. В Москве, к примеру, средневзвешенная цена литра 92-го составляет 31,3 рубля, а литрп пропана — около 16 рублей, метана – 15 рублей. Поэтому, если откинуть ценник, заложенный на работу, стоимость сотни километров, пройденных на условной LADA Granta при паспортном расходе в 7 литров, снизится более чем существенно – с 220 до 130 рублей. А это значит, что выбегая около 20 000 километров в год, вы будете экономить около 13 000 рублей.

Выгода не для всех

Однако эти суммы сами по себе ничего не значат. Стоимость пропановой системы (вместе с установкой) для Granta в Москве оценивается примерно в 30 000 рублей. И это не потолок, но и не нижний ценовой сегмент – оборудование «бизнес-класса» от одного из лидеров отрасли.

Метановая при прочих равных дороже на 7000-10 000. Кроме того, в последнем случае вы, наверняка, захотите поставить облегченный металлопластиковый (или даже композитный) баллон, ценник которого рассчитывается исходя из объема – от 290 рублей/литр (металлический – 220 рублей/литр). Таким образом, весь проект обойдется минимум в 45 000. И теперь посчитайте, сколько лет вам потребуется, чтобы окупить установку. Нменьше четырех. Во всяком случае, если ваш пробег равен уже указанным 20 000 километров.

Иными словами, задумываться о ГБО имеет смысл лишь в том случае, когда пробег выше указанного в полтора-два раза, либо вы обладаете гораздо более прожорливым авто, оснащенным мотором V6 или V8. Но тут, как говорится, «сам бог велел». При среднем расходе в 15-17 литров, время окупаемости снижается до 1,5-2 лет. Кроме того, при таких рабочих объемах и, как следствие, мощностях один из основных минусов перехода на газ – потеря мощности – оказывается не такой уж и существенной. Ну потеряете «лошадей» 25-30 – на динамике почти не скажется, однако ценник на топливо снизится весьма серьезно.

Что характерно, бюджет проекта при этом вырастает не так уж и значительно – в среднем до 50 000 рублей. Остается проблема с пространством в грузовом отсеке, но она вполне решаема. Берите напоминающие пончик тороидальные баллоны, устанавливающиеся в нишу запасного колеса, либо монтирующиеся под днищем автомобиля.

Кроме того, в природе существуют и вертикальные тороидальные емкости, которые можно крепить к боковине грузового отсека. Пространство они, конечно, съедают, но при этом не лишают водителя возможности хотя бы частично трансформировать задний диван и не исключают наличия запаски. Сложность в том, что все это касается систем для пропана – попутного нефтяного газа. Если же вы предпочитаете более чистый природный, о подобной вариативности можно даже не заикаться.

«Сухой» метан лучше «мокрого» пропана

Пропан хранится в сжиженном состоянии, метан – в газообразном, причем под давлением в 200 атмосфер (пропан – 5 атмосфер). Поэтому емкости тут исключительно цилиндрические, массивные и, как правило, более дорогие. Если, конечно, вы не хотите возить в багажнике лишний центнер. Для комтранса это проблемой не является, но в случае с легковыми машинами об этом следует помнить.

Тем не менее, у метана перед пропаном есть ряд преимуществ. Во-первых, это самое быстро возобновляемое топливо на планете. То есть его ценник от объемов добычи и переработки нефти напрямую не зависит. Во-вторых, он сухой, то есть в нем в принципе отсутствует конденсат, от которого владельцам авто, выбравших нефтяной газ, избавляться нужно регулярно. По большому счету, метан может стать промежуточным звеном между бензином и чистой энергией. В-третьих, в отличие от пропана, метан легче воздуха, что на порядок снижает риск взрыва или пожара даже во время ДТП. То есть при утечке он не концентрируется в самом низком месте, а образует подвижное облако, которое рассеивается ветром. Взрывоопасной считается 5-процентная концентрация, добиться которой в бытовых условиях почти нереально.

Впрочем, это не значит, что у него нет недостатков. Самый главный – жесткий технический контроль: система, работающая под давлением в 200 атмосфер, наплевательского к себе отношения не терпит. Второй фактор – цена и габариты оборудования. То есть окупается он гораздо дольше. Третье – количество заправок. В Москве и Подмосковье их, например, можно пересчитать по пальцам. В южных регионах, напротив, особых проблем с поиском нужной АГНКС, как правило, не возникает. В любом случае, если встал вопрос об установке ГБО, изучить ценообразование и инфраструктуру в регионе не помешает. Согласитесь, глупо экономить на топливе, теряя деньги на регулярном перепробеге.

Готовых решений нет

Оптимальным вариантом в таком случае выглядит не дооборудование автомобиля, а покупка готового. Что, к слову, решает массу проблем, начиная с вопросов компоновки системы и заканчивая ее работоспособностью. Некоторое время назад на редакционном тесте у нас побывал VW Passat EcoFuel (подробнее об этой машине читайте здесь) , который впечатлил буквально всех.

Читайте также:  Ремкомплект передних суппортов лансер 9

Он выглядел и ездил, как обычный Passat, но его бензиновый бак был урезан до 15 литров. Освободившееся же место занимали три 10-литровых метановых баллона (21 килограмм), куда влезало ровно 6 кубов газа. Запас хода тот же – 500-600 километров, а ценник на заправку – в три раза ниже, чем у бензинового аналога. Но поставлять такие Passat в Россию немцы так и не начали. Мало того, не так давно они отказались и от ввоза Caddy EcoFuel. Остальные же производители о подобных авантюрах даже не задумывались. В общем, нам остается пользоваться теми возможностями, что есть, то есть ставить ГБО.

Стоит ли оно того?

Итак, подведем итог. На машинах с небольшим рабочим объемом двигателя и относительно низким расходом особого смысла в переоборудовании нет. Даже если водитель уложится в 30 000 рублей, процесс окупаемости растянется на 4-5 лет. Исключение – драйверы, наматывающие за год по 40 000-50 000 километров. Однако здесь весьма актуальным становится вопрос ресурса самой машины – за какие-то два-три года она при такой нагрузке превратится в «ведро». Плюс изначальная потеря мощности и снижение ресурса ДВС. И то, и другое в такой ситуации может оказаться весьма существенным.

Вот с достаточно мощными авто и внедорожниками и тем более с легким комтрансом все более однозначно. Выгода очевидна. Возможно, владельцу придется заложить на переоборудование более серьезный бюджет – 40 000-50 000 рублей, но срок окупаемости снизится примерно вдвое. Впрочем, среднегодовой пробег тут тоже нужно учитывать: если он не превышает тех же 20 000 километров, владельцу стоит хорошенько подумать и тщательнейшим образом все просчитать.

Машины же, которые официально считаются коммерческими (те же «каблуки» или микроавтобусы), проще без колебаний сразу переводить на метан, так как у них и пробеги, как правило, большие, и проблем с размещением баллонов на порядок меньше. Кроме того, тут можно использовать самые бюджетные емкости, монтировать дополнительный фальшпол или ставить их вертикально. Все это возможно и доступно. Разумеется, при наличия желания и соответствующих возможностей.

Рост цен на бензин побуждает автовладельцев задумываться об альтернативных видах топлива. Пока электромобили остаются в высоком ценовом сегменте, а число заправок со специализированными розетками не велико, многие делают свой выбор в пользу газобаллонного оборудования (ГБО). Чтобы понять выгодно ли переводить авто на газ, нужно сравнить плюсы и минусы работы двигателя с дополнительным оснащением, а также учесть обслуживание и безопасность.

Стоит ли переводить машину на газ

ГБО представляет собой систему альтернативной подачи топлива, полностью независящую от существующей и способной функционировать в качестве основной. В нее входит редуктор, подсоединенный к каналам впрыска. В зависимости от вида двигателя— карбюраторный или инжекторный — используется различная схема подключения. Систему дополняет небольшой электронный блок управления с предохранителем, баллон с газом и коммуникационные шланги.

Плюсы заправки газом

Главная причина установки газа на авто — это экономия по затратам на горючее. Во многих странах СНГ газ стоит в два раза дешевле бензина. Например, в России цена АИ-95 составляет 43-45 рублей, а пропан-бутана 22 руб. Примерно такое же соотношение присутствует и в других странах, и даже в Европе. Такая разница обусловлена тем, что при переработке нефти в бензин и другие виды топлива пропан выделяется естественным образом и является побочным продуктом, не требующим отдельных вложений по добыче.

Расход автомобиля с газовой установкой зависит от объема двигателя и настроек оборудования. Например, у машины с двигателем 1.3-1.5 л на 100 км. в городе будет потребляться от 8.5 до 12 литров газа. На бензине проезд этого же расстояния в населенном пункте со светофорами и пробками потребует от 7 до 9 литров. Если посчитать по максимальным показателям расхода и ценам, получится:

  • Газ: 12л х 22 руб. = 264 руб./100 км.
  • Бензин: 9л х 45 руб. = 405 руб./100 км.

На трассе машина с газовой установкой будет расходовать от 8 до 9 л/100 км, а потребляя бензин 5.5-7 л/100 км. В любом случае газ — это экономично по деньгам, при одинаково пройденном расстоянии, независимо от режима езды.

При умелых руках регулировщика можно так настроить газовое оборудование, что холостые обороты будут минимальными, а они составляют до 30% от общей работы двигателя, что делает эксплуатацию еще более выгодной.

Еще одной положительной причиной перехода на газ является мягкая работа двигателя. Это обусловлено содержание октанового числа в газе в пределах 105 единиц, что превышает показатели самого дорогого бензина. Многие водители отмечают более плавный ход машины, урчание мотора, уменьшение рывков при нажатии на педаль газа, тихую работу силового агрегата. Когда машина идет со включенной передачей, но только на холостых оборотах (педаль газа отпущена и авто постепенно замедляется), то отсутствует дерганье. Конечно, утром при заводе на холодную, посторонние звуки могут присутствовать, но это бывает и при работе на бензине, пока мотор не прогреется.

Третьим весомым аргументом в пользу газа является запас хода. Ввиду двух независимых топливных систем можно проехать большое расстояние без остановок или дозаправок (актуально для поездок заграницу и обратно, где топливо стоит еще дороже). При полном бензиновом баке на 60 л и газовом баллоне 38 л («таблетка») можно проехать до 1300 км.

Минусы эксплуатации газа

К минусам установки газобаллонного оборудования относится прежде всего стоимость перевода, составляющая от 250 до 400 $, в зависимости от поколения (Евро 2/3/4/5/6). Самый дешевый вариант — это Евро 2, который подходит как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей, но нуждается в ручном переключении для перехода с одного вида топлива на другое. В Евро 4 и выше этот процесс осуществляется автоматически, при достижении температуры в 32 градуса, чтобы не вредить мембране, которая лопается в холодном состоянии. Но стоит такое оборудование дороже.

Другим минусом газа служит «сухой» эффект от этого вида топлива. Когда двигатель достигает высоких оборотов (от 4000 об/мин), то внутренние детали начинают перегреваться, несмотря на циркуляцию масла и работу системы охлаждения. В таком случае бензин, содержащий дополнительные добавки, немного облегчает работу двигателя, выполняя и роль смазки. Газ же в чистом виде воздействует более сухо, что приводит к ускоренному износу колец и цилиндров. Если на бензине двигатели способны выходить до 250000-300000 км до капремонта, то при эксплуатации все время на газу этот интервал составляет 150000-250000 км.

Третьи минусом будет уменьшение багажника. Баллон от ГБО монтируется вместо запаски в «подвале» багажника. Это удобно и незаметно, но запасное колесо приходится возить в самом багажнике, что уже «съедает» полезное пространство. Для передвижения по городу это мало принципиально, а на дальние расстояния с полным салоном пассажиров уже окажется неудобным, поскольку трудно уместить все сумки. Конечно, колесо можно достать и ездить без него, но это риск остаться в поле с пробитой шиной. В случае классического вертикального баллона, он так же занимает полезное место, да еще и мешает перевозить крупные грузы (при раскладке второго ряда кресел).

При установке ГБО необходимо вносить изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства, а по факту получать новое, со вписанным оборудованием. Такая процедура платная. Без этого возможны проблемы с полицией по причине «перевозки опасных грузов» (баллона) без документов. ГБО нуждается в дополнительном обслуживании и ремонте. Еще отсутствуют четкие стандарты качества газа на АЗС и проверить его заранее невозможно. Водитель поймет, что заправился некачественным топливом лишь по падению тяги, но изменить ничего уже не сможет, пока не расходует этот запас. Поэтому заправлять автомобиль газом рекомендуется только на проверенных станциях и не экспериментировать с неизвестными АЗС.

Читайте также:  Какая волна у дальнобойщиков в россии

В чем разница по ремонту и обслуживанию ГБО в сравнении с бензином

Тем, кто привык ездить на бензине, приходится периодически менять топливный фильтр (каждые 30000 км), свечи, воздушный и масляный фильтры, технические жидкости. Если установлено ГБО, то требуется дополнительное обслуживание:

  • Периодическая опрессовка баллона и коммуникаций. Продувка обеспечивает высокую проходимость путей и выявляет возможные места утечки. При их обнаружении хомуты или соединения обтягиваются.
  • Слив конденсата. Из-за различных добавок в газ негорючие присадки скапливаются в отстойнике редуктора. Постепенно они будут увеличиваться и заполнять камеру. В мороз, при большом объеме, они способны замерзнуть. Чтобы это предупредить конденсат сливают, для чего выкручивают шестигранником пробку внизу редуктора. Процедура выполняется каждые 7000-10000 км пробега или раз в год.
  • Фильтры газовой и жидкой фазы меняются каждые 15000 км пробега. Но в действительности газовый фильтр засоряется медленно, поэтому стоит проверять его состояние и заменить по мере загрязнения.
  • Контроль протеканий в подкапотном пространстве и багажнике. Можно совмещать с ТО других узлов автомобиля, например, с заменой масла каждые 10000-15000 км пробега.
  • Подключение электронного блока к компьютеру и проверка параметров настройки. Авто нуждается в подобном обслуживании при изменении расхода в большую сторону, частых самопроизвольных остановках двигателя, потере тяги.

По сравнению с бензином износ двигателя эксплуатируемого на газу будет происходить быстрее, что потребует раньше замены поршневых колец. Обычно после 200000 доставляют 0,25 мм и далее. Здесь все зависит от обслуживания и марки автомобиля.

Самым уязвимым местом ГБО является мембрана. Газ имеет свойство сушить резиновые материалы, и прокладка в редукторе начинает загрубевать. Это проявляется в неровной работе двигателя при движении на газу, отсутствии холостых оборотов (машина сразу глохнет при отпускании педали газа). В зависимости от пробега каждые 5-9 лет необходимо менять ремкомплект редуктора.

Еще в ремонте периодически будут нуждаться коммуникационные пути. От редуктора к двигателю протягивается гибкий шланг для подачи газа. Он соприкасается с различными узлами и перетирается от вибрации. Обычный резиновый канал здесь не подойдет и необходимо приобретать для ремонта именно шлангу для газа (с биркой).

Хоть использование ГБО и выгодно, но его наличие не означает, что бензиновая система совсем не будет работать и сохранится новой. При запуске холодного двигателя на газу мембрана имеет низкую температуру и остается грубой, что вызывает посторонние звуки в ДВС и содействует трещинам на резиновой диафрагме. Чтобы избежать этого в холодный период приходится заводить авто на бензине (в Евро 4 это происходит автоматически), а лишь при достижении температуры 32 и выше градуса переходить на газ (в Евро 2 и 3 в кабине тумблер для переключения).

Если закончился бензин, то можно завестись на газу, не давая чрезмерных оборотов (чтобы редуктор не покрывался инеем от конденсата) и постепенно прогреть мотор. Но в такой ситуации нельзя глушить двигатель не доведя температуру до 95 градусов, иначе потом авто какое-то время будет невозможно завести вообще (двигатель залит холодным газом, мембрана еще грубая). Остальная эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобиля происходят аналогично, как и с бензиновым топливом.

Безопасность при использовании газа вместо топлива

ГБО на автомобиле может быть с пропан-бутаном или метаном. Оба вида стоят дешевле бензина, но какой газ лучше станет понятно после сравнения их по безопасности. Пропан-бутан хранится в баллоне в жидком состоянии и в этом схож с бензином. Газом он становится только в редукторе перед впрыском в двигатель. Ввиду сжиженного состояния он имеет низкое давление, что позволяет закачивать (а по факту заливать) его по 35 литров в баллон емкостью 38 л. Единственное требование — заполнять топливной смесью только 85-90% от фактической емкости бака. Баллон нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей или механическим ударам. Но расположение в багажнике полностью удовлетворяет этим требованиям с самого момента установки.

А вот метан всегда остается в газообразном состоянии, поэтому для ГБО требуется баллон с толстыми стенками, рассчитанный под давление до 250 атм. Эти же показатели распространяются и на коммуникационные трубки. Вес такого баллона составляет 65 кг и влияет на снаряженную массу авто. Наличие в автомобиле высокого давления опасно тем, что при истирании трубки может произойти разрыв канала, а если рядом будет искра, то последует взрыв. Но даже без этого баллон с метаном вмещает в себя только 13 литров газа, которых хватает на 130 км пути, что требует частых заправок и неудобно.

Кому положена доплата за установку ГБО в авто

Еще одним немаловажным плюсом установки ГБО в ваш автомобиль является недавно разработанная федеральная подпрограмма Минэнерго по развитию рынка газомоторного топлива, в рамках которой планируется субсидировать переоборудование автотранспорта и спецтехники возрастом не более 5-ти лет для работы на «голубом топливе».

Министерство предлагает выплачивать 27 тысяч рублей владельцам легковых авто, 48 тысяч владельцам легкого коммерческого транспорта, 63 тысячи для автобусов малой вместимости, 111 тысяч для других автобусов, 114 тысяч для грузового транспорта и 147 тысяч для владельцев магистральных тягачей.

Предполагается, что действие программы будет распространяться на всех владельцев автотранспортных средств на равных условиях и в независимости от того, кто является собственником. При этом, финансирование данной программы будет происходить за счет федерального бюджета и только в тех регионах, которые подадут заявку на получение данных средств.

Для получения субсидии нужно пройти определенную законодательством процедуру, которая, помимо стоимости самой газовой установки, будет стоить владельцу около 10 тыс. руб., но позволит сделать данные конструктивные изменения законными:

  1. Нужно обратиться в специализированную лабораторию, где будет произведена первоначальная экспертиза на предмет возможности интегрирования ГБО в конкретный автомобиль;
  2. Владельцу следует посетить ГИБДД, где транспортное средство осмотрят и выпишут допуск на установку газового оборудования;
  3. Следующим этапом является сама установка ГБО в специализированном автосервисе, по итогам которой вам должны выписать официальные бумаги о проделанной работе;
  4. Затем нужно посетить пункт техосмотра;
  5. Повторная экспертиза в лаборатории, где будет определена правильность установки оборудования;
  6. Повторное посещение ГИБДД, где вам нужно получить свидетельство о соответствии и зарегистрировать внесенные конструктивные изменения.

Делаем выводы.

После досконального рассмотрения темы можно подытожить кому стоит переходить на газ: если автомобиль планируется использовать часто (каждодневные поездки на работу, такси, путешествия), его не будут продавать в ближайшие 3 года (за это время ГБО окупится), гарантия на авто уже прошла (установка оборудования аннулирует гарантию). Целесообразно переводить автомобиль на газ при расходе бензина от 6 литров на 100 км. Выбирая по безопасности и стоимости оборудования большинство отдает приоритет пропан-бутановой установке. Вид поколения зависит от типа впрыска и возможностей бюджета.

Нефть дешевеет, бензин дорожает, а зарплаты сокращаются. В таких условиях все больше и больше автолюбителей задумываются о способах экономии. Самым популярным способом остается установка Газо-Баллоного Оборудования (ГБО), т.е. перевод автомобиля на природный газ, вместо бензина. Посчитать на калькуляторе целесообразность такой экономии может каждый, но далеко не все знают некоторые нюансы этой процедуры, а иногда правда специально замалчивается или искажается установщиками ГБО, которые разносят всевозможные мифы. С разбора таких мифов и заблуждений начнем эту статью.

Работа на газе меньше изнашивает двигатель.
Один из излюбленных мифов, продвигаемых установщиками ГБО, основывается на том, что при работе на газе образуется меньше отложений на деталях двигателя – это правда. Но вот о том, что возрастает температура выхлопных газов и к чему это приводит, они предпочитают молчать. А приводит это к перегреву и ускорению термомеханического разрушения деталей двигателя и как следствие более раннему ремонту. Если владелец автомобиля игнорирует рекомендации по спокойной езде и продолжает ездить “тапка в пол” на газу как привык на бензине, то этот ремонт может наступить очень скоро.

Читайте также:  Тойота дуэт 2001 технические характеристики

Проблемы с двигателем возникают только на советских Газелях и т.п., а с нормальными иномарками такого не происходит.
Да, газели ломаются чаще, чем иномарки, но это происходит из-за работы на износ самих Газелей и популярности ГБО у их владельцев. На иномарках все абсолютно аналогично, вот фотография трещины в корпусе двигателя (ГБЦ) на автомобиле Ауди:

Октановое число газа выше, за счет этого расход ниже
Действительно, октановое число (ОЧ) газа порядка 100, но для того, чтобы получить от этого экономию необходимо значительно изменить конфигурацию мотора, а точнее сделать новый мотор, который будет рассчитан под это ОЧ. Почему так происходит можно почитать в статье “Каким топливом следует заправляться” www.meridian-club.ru/node/162

Газ более экологичен
Испытания* подтвердили некоторое снижение выбросов CO и NOx, но вместе с этим значительно возрос выход остаточных углеводородов CH! Так что говорить об экологичности автомобиля на газу как минимум неуместно, а с большой долей вероятности газ может оказаться менее экологичным – все зависит от настроек. Для получения экологического результата необходимо сделать изначально другой двигатель, аналогично ОЧ.

При установке ГБО увеличивается запас автономного хода
Эта байка популярна у автотуристов, т.к. в этой среде очень важным является то, насколько далеко Вы можете отъехать от ближайшей заправки. Конечно, запас хода увеличивается, но гораздо лучших показателей можно добиться взяв несколько канистр с бензином. Если взять объем бензина такой же, как и Ваш газовый баллон, лежащий в багажнике, то получим увеличение запаса хода минимум в 2 раза больше. Почему? Во первых расход газа значительно выше, чем бензина. Во вторых газ заправляют только на 80% от емкости. В третьих сам газовый баллон тяжелый и громоздкий, съедет дополнительное место в багажнике из-за своей неоптимальной формы, в то время как легкие квадратные канистры удобно складывать как в тетрисе, их можно даже положить на верхний багажник. Наконец, вернувшись домой, канистры можно оставить в гараже и спокойно отвезти холодильник на дачу. Газовый баллон так просто из багажника не выложить.

Газ не опаснее бензина и другие размышления на тему безопасности ГБО
Устанавливая ГБО, Вы вносите второй потенциально опасный элемент в автомобиль, при этом не отказываетесь от первого – ведь бензин требуется для запуска автомобиля в любом случае. Таким образом, шансы несчастного случая из-за горючих веществ как минимум удваиваются. Что опаснее одна обезьяна с гранатой или две обезьяны с двумя гранатами? Теперь перейдем непосредственно к факторам опасности ГБО по сравнению с бензином. Газ находится под давлением постоянно (в т.ч. на стоянке) в отличие от бензина, у которого под давлением только магистраль при включенном двигателе. Давление в баллоне очень большое и неправильная заправка или неисправный баллон приводят к взрыву. Газ более летуч, ему проще распространиться до объекта, который может воспламенить. Утечка газа менее заметна, ее невозможно определить визуально по луже под машиной.

Работа на газе экономичнее в 2 раза за счет стоимости газа
Цена за литр топлива не говорит о том, что и экономия будет такая же. Расход газа значительно выше, чем бензина, это связано с тем, что в единице объема газового топлива содержится меньше энергии, чем в единице объема бензина. Объективные испытания* показали, что реальная экономия, приведенная к денежному эквиваленту, составляет 15% (при цене на газ в 2 раза ниже бензина).

Но мой приятель раньше тратил 5 тыс. в месяц на бензин, а теперь 3 тыс. на газ
С чего вы решили, что эта экономия обусловлена только газом? При переходе на газ снижается мощность двигателя (за счет более медленного горения газового топлива) и автомобиль значительно теряет в динамике. Сразу же меняется стиль вождения и расход. Установщики ГБО обычно дают рекомендацию не “рысачить” во избежание перегревов – это тоже влияет на стиль вождения.

Кроме всего прочего существует еще чисто психологический фактор: человек, потративший внушительную сумму на установку ГБО, хочет получить эффект, который докажет, что эту сумму он потратил не зря. Причем доказывать он будет как другим, так и самому себе, чтобы не выглядеть глупо в своих глазах. По этой же причине, владельцы ГБО, будут скорее нахваливать свое приобретение друзьям, чем сознаются, что купили сомнительную вещь, которая начнет приносить прибыль только через пару лет.

И еще, хочется привести пример для понимания того насколько влияет стиль вождения на расход: недавно я решил поменять автомобиль и выбирая новый, активно читал отзывы владельцев (как их теперь называют “блоги”). Для выбранной мной модели отзывы по расходу различались до 4х раз! Один любитель активной езды с преимущественно городским пробегом публиковал фотографию, на которой бортовой компьютер показывал средний долговременный расход более 16 литров на сотню, а другой владелец хвастал, что в загородной поездке ему удалось сократить средний расход до 4х литров на 100 км. Предложите своему приятелю поездить таким же овощем на бензине – соотношение затраченных сумм резко упадет.

Еще несколько важных факторов, которые надо учитывать при переводе автомобиля на газ:
Если Ваш автомобиль был на гарантии, то он моментально ее лишится, вне зависимости от того, что говорят установщики ГБО и какие сертификаты предъявляют.

Предъявить претензию к установщикам, если с автомобилем случится что-то серьезное, Вы скорее всего не сможете. Самая распространенная ситуация: установщики ликвидируют одно ООО “Рога и копыта”, которое произвело установку ГБО на Ваш автомобиль, а на его месте появится другое ООО и продолжит работу в том же боксе, но никакой ответственности перед Вами уже нести не будет.

Даже если Ваш автомобиль не на гарантии, все равно, многие СТО откажутся иметь с ним дело, а ремонт у тех, кто занимается машинами на газе, будет значительно дороже.

При установке ГБО требуются специальные настройки и изменения в конструкции топливной системы, которые будут не оптимальны для бензина. Вы потеряете в мощности и надежности при езде на бензине тоже.

Вооружимся калькулятором и посчитаем, через какое время установка ГБО “отобьет” вложенные средства и начнется экономия. Составим пару расчетов. Для начала возьмем УАЗ Патриот, со средним расходом топлива 18л. на 100 км 92-ого бензина:
18л. /100 км. * 33 руб. за литр * 0.15 (15% экономия) = 0.891 р.

Именно это сумму мы будем экономить с каждого километра пробега на газе. Средняя стоимость установки ГБО порядка 40 тыс. руб. Несложно посчитать, что перевод машины на газ начнет приносить реальную экономию владельцу только после 45 тыс. км. пробега. Но даже тут все не так радостно, ведь разница в цене между газом и 92-м бензином не в 2 раза, а значит этот показатель еще хуже.

Теперь возьмем простую легковушку, с расходом в 10 л. 95ого бензина:
10л / 100 км * 36 руб. * 0.15 = 0.54 р. – здесь ГБО начнет приносить экономию только после 74 тыс. км пробега.

Оба расчета справедливы только при указанных расходах топлива (взят средний комбинированный расход город + трасса), а если Вы соберетесь пропутешествовать скажем на юг 5000 км. по загородным дорогам, то расход снизится, а выгода от перехода на газ уменьшится.

Выводы
1. Газовое топливо не имеет никаких других преимуществ перед бензином, кроме экономических.
2. Перевод на газ имеет экономическую целесообразность только при большом расходе топлива (15-20 л. и выше) и больших пробегах. (30-50 тыс. км в год и более.)

www.meridian-club.ru/node/246
_________________________________________________________________________________
* — исследования лаборатории журнала “За рулем”, статья "Попутный газ", журнал "За Рулем" №10 Октябрь 2008 г. стр. 216

фотографии взяты из открытых источников в интернете.

Ссылка на основную публикацию