Чемпионат европы по ралли кроссу

Чемпионат европы по ралли кроссу

Дорогие друзья, сегодня начнём знакомиться с чемпионатом Европы по ралли-кроссу в переднеприводном классе Super1600. В последнее время, это один из главных международных турниров в автоспорте, где российские гонщики принимают самое активное участие в распределении очков, призовых мест и побед на этапах. Вот например, краткая статистика попаданий в итоговую "десятку", за восемь последних лет:
2008: 5.Эдуард Леганов
2009: 2.Эдуард Леганов, 3.Тимур Тимерзянов, 4.Ильдар Рахматуллин
2010: 1.Тимур Тимерзянов, 2.Ильдар Рахматуллин, 8.Эдуард Леганов
2011: 10.Ильдар Рахматуллин
2012: 5.Ильдар Рахматуллин, 6.Вадим Макаров, 9.Тимур Шигабутдинов
2013: 2.Ильдар Рахматуллин, 5.Тимур Шигабутдинов, 6.Сергей Загуменнов, 7.Вадим Макаров, 9.Расуль Минниханов
2014: 1.Сергей Загуменнов, 2.Никита Мисюля, 6.Тимур Шигабутдинов, 10.Денис Саликов

Как хорошо видно — только в 2011-м году был период относительного затишья, все остальные годы россияне были весьма заметными фигурами в этом первенстве. А прошедший сезон — 2014, так и вовсе стал самым успешным за всю историю, сразу четыре наших пилота оказались в первой десятке, включая две верхние строчки!
К сожалению, прошлогодний чемпион — Сергей Загуменнов, решил в этом году уйти в кольцевые гонки, как годом ранее сделал Ильдар Рахматуллин (двукратный вице-чемпион Европы). Правда, причины они называют разные. Сергей заверяет, что решил поднабраться наката на асфальтовом покрытии, чтобы потом вернуться на ралли-кроссовые дорожки, возможно уже в топовый класс. В то время, как Ильдар признался, что пока не хватает бюджета на старосветское первенство. К тому же, занимался он ралли-кроссом скорее из-за того, что в России раньше не было кольцевых трасс. Теперь же бывший картингист оказался вновь в своей стихии, и казанец завоевал немало побед в чемпионате России по кольцевым гонкам в классе "Туринг-Лайт", где кстати пилотирует привычный автомобиль класса Super1600.
По поводу того, какие города представляют вышеназванные пилоты:
Казань — Тимур Тимерзянов, Ильдар Рахматуллин, Тимур Шигабутдинов, Расуль Минниханов,
Омск — Эдуард Леганов,
Екатеринбург — Вадим Макаров,
Москва — Сергей Загуменнов,
Самара — Никита Мисюля,
Тюмень — Денис Саликов.
Как видим — география достаточно широка. Кстати, всем кому интересны репортажи об этапах чемпионатов Европы и мира на русском языке, то можно найти их пройдя по этой ссылке, а гонки 2015 года здесь. Казанская студия БАЕР регулярно выпускает репортажи об этапах, и делает это уже много лет.

Любопытно, насколько сильно отличаются между собой три российских гонщика, выступавших на финальном этапе в Италии. Давайте представлю их вкратце, а чуть позже обязательно опубликую более подробный рассказ о каждом.
Тимур Шигабутдинов (Казань), 32 года — представитель татарстанской бизнес-элиты, занимает важный пост в крупной нефтехимической компании. Автоспорт для него главное увлечение в жизни. Когда-то он начинал механиком в гоночной команде — как и положено будущему пилоту. Потом попробовал проехаться за рулём, стало получаться, ну и пошло-поехало. Сейчас за плечами уже целый ряд подиумов в европейских гонках, с участием ведущих пилотов Старого Света. Входит в число фаворитов на каждом этапе.

Тимур в чемпионате Европы выступает c 2011 года, традиционно за команду "ТАИФ-моторспорт" и на французских автомобилях Renault, подготовленных финской компанией SetPromotion. В этом году он вновь пересел на Renault Clio S1600 Mk2. Прошлый год пилот провёл на Twingo, но модель не очень понравилась Тимуру, и в межсезонье он решил вернуться к более привычному Clio. Обслуживание машины во время стартов осуществляется финскими и латышскими специалистами.

Никита Мисюля (Самара), 25 лет — до того, как стать пилотом, занимался… велоспортом! Это может вызвать большое удивление у тех, кто не интересовался советским автоспортом. А знаете ли вы, что в сборную СССР по ралли часто брали… из числа велосипедистов. Умение балансировать на узких колёсах велосипеда в экстремальных условиях — даёт великолепную подготовку спортсмена в плане владения координацией своего тела, выносливости, скорости реакции и т.д. Вот так неожиданно. И знаете чем закончился дебют Никиты в чемпионате Европы’2014 по ралли-кроссу? Он стал вице-чемпионом с первого захода, всего в шаге от титула!

Никита второй год стартует на чешской Skoda Fabia S1600 Mk2, подготовленной знаменитым немецким гуру Рольфом Фолландом. Многократный чемпион Европы по автокроссу, заодно является и тренером для самарца. Обслуживание машины во время гонки также осуществляется немецкими механиками, под руководством самого Рольфа. Кстати, на следующий год команда планирует перейти на Audi 1-й серии, естественно подготовки Volland Racing, будет любопытно посмотреть — если всё получится.

Дмитрий Брагин (Тольятти), 33 года — один из лучших российских автоспортсменов на сегодня. И является профессиональным гонщиком в прямом смысле этого слова, т.е. зарабатывает себе на жизнь в первую очередь — участием и победами в гонках. Уникальная особенность Дмитрия — он побеждал практически во всех видах турниров, в которых принимал участие: классическое ралли, автокросс, ралли-кросс, кольцевые гонки, зимние трековые гонки. Тольяттинец — настоящий универсал экстра-класса. Вот здесь можно посмотреть список большинства его титулов. Хотя там ещё не все, например не учтена победа в европейском кольцевом первенстве ETCC’2014, в своей категории (Seat Leon Supercopa). В последнее время, Брагин фактически является играющим тренером для Тимура Шигабутдинова, с которым они вместе выступают в "ТАИФ-моторспорт". Хотя Дмитрий стартует и за другие команды — как в Италии, хотя при этом в комбинезоне татарстанского коллектива.

Читайте также:  Где находится лягушка заднего хода на калине

Во время финального раунда чемпионата Европы состоялся дебют Дмитрия в этом первенстве. Он ехал за российский коллектив TTMotorsport на Renault Clio S1600 Mk2 французской подготовки. Причём на этой же машине, 17-летний Егор Санин из Ульяновска выиграл в текущем сезоне европейский 6-этапный турнир Rallycross Challenge Europe 2015 и едва не победил на французском этапе ЧМ Европы в S1600. Среди механиков команды — представители России и Латвии. А в группе поддержки — самарец Роман Степаненко, победитель Rallycross Challenge Europe 2015 в классе Supercar. Любопытная особенность: главного механика в команде нет, все в равных условиях, у такой ситуации сами понимаете — есть как плюсы, так и минусы))

Всего в 2015 году в чемпионате Европы принял участие 41 пилот, 29 из них получили зачётные очки. Класс Super1600 отличается тем, что в нём невероятное разнообразие представленных наций, например в первой десятке лидеров по итогам года — представители девяти стран! Например, в классе Supercar совершенно другая картина, и там наблюдается засилье шведских и норвежских пилотов, особенно среди лидеров.
Но если касаться разнообразия моделей, то картина складывается полностью противоположная. Если в Supercar наблюдается невероятная мешанина из самых разных моделей, то в Super1600 всё гораздо консервативнее. Скажем, из 29 пилотов, набиравших очки — восемь выступали на Skoda Fabia Mk2, и ещё трое на родственных им VW Polo 4-го и 5-го поколений. Шестеро выбрали своим оружием Renault Twingo Mk2, и столько же Renault Clio (из которых пятеро — модель второго поколения, и один — новейшего, третьего). А шесть оставшихся гонщиков предпочли Ford Fiesta Mk6 и Mk7, Citroen DS3, Citroen C2 и Peugeot 208, причём только хозяину "Пыжика" удавалось бороться за высокие места с "реношниками" и "шкодовцами".

FIA European Rallycross Championship

Category Supercar, Super1600 and TouringCar
Country Europe
Inaugural season 1976
Drivers’ champion Robin Larsson
(Supercar)
Aydar Nuriev (Super1600)
Official website www.rallycrossrx.com
Current season

The European Rallycross Championship (former abbreviation ERC, now Euro RX or ERX) is a rallycross competition held in Europe, organised under the auspices of the FIA.

Contents

History [ edit ]

The predecessor championship began in 1973 as the Embassy/ERA European Rallycross Championship. In 1976 the FIA created regulations for rallycross, including Group 5 regulations for the cars, and awarded the first official European cup. For 1978 two classes became introduced, one class for Touring cars and one for Grand Touring cars, but the FIA European Cup was for the driver with the most scored points from both Divisions, Norwegian Martin Schanche. In 1979 Schanche claimed the first ever true FIA European Championship title.

In 1982 the FIA reorganized the classes into Division 1, for Group A but restricted to two-wheel drive, and Division 2 for the so-called Rallycross Specials, which allowed the use of four-wheel drive. The first European Champions under this new rules became Norwegian Egil Stenshagen and Austrian Franz Wurz (father of ex-Formula One driver Alexander Wurz).

After several major accidents, Group B cars were banned from the WRC at the end of 1986, but found their new home in the European Rallycross Championship in 1987. Division 1 continued to use only two-wheel drive touring cars, but the Division 2 received the exotic Group B machinery such as the Peugeot 205 Turbo 16 E2, Ford RS200 E2, Lancia Delta S4, Audi Sport Quattro S1 or MG Metro 6R4, which continued to be prepared past their highest point of evolution in rallying.

Beginning in the 1993 season, the Group B cars disappeared and the four-wheel drive "specials" came into the era. Division 1 was now open to four-wheel drive cars, but using Group N regulations. Division 2 was based in Group A, but allowing several extra modifications such as changing to a different engine produced by the same manufacturer, adding a turbocharger or four-wheel drive. This allowed the creation of machines based on the Citroën Xantia, Peugeot 306 or Ford Escort RS2000. A third division was added, for two-wheel drive cars up to 1.4 litres, called 1400 Cup, but the title was recognized by the FIA only in 1995.

Читайте также:  Из за чего может увеличится расход бензина

In 1997, the divisions were swapped, with Division 1 now becoming the primary class, with Group A-based cars, and Group N moving to Division 2. In 1999, Division 1 was allowed cars based on WRC and Supertouring regulations, but with the same set of freedoms as the Group A (adding turbochargers and four-wheel drive where needed). Division 2 kept Group N, but with a maximum displacement of 2.0 litres and only two-wheel drive. In 2001 the 1400 Cup’s status was upgraded to Division 2A.

For 2003, the class format was revised once more, assuming the form that is currently used. Division 1 and Division 2 remain essentially identical, with 4WD turbocharged Group A "specials" and 2WD normally aspirated 2.0 litre Group N cars, respectively, but a new Division A1 was created to replace the 1400 Cup, with regular Group A cars up to 1.6 litres.

In 2013 the European Rallycross Championship was promoted for the first time by IMG Motorsports. Rebranded as RallycrossRX (brand is not in official use any longer) the championship underwent changes to the racing format.

In 2014, the FIA approved plans for championship to become a fully sanctioned FIA World Championship. Together with the creation of the FIA World Rallycross Championship (World RX), the European Rallycross Championship (Euro RX) was restructured into a five round championship Supercar series with races in Great Britain, Norway, Belgium, Germany and Italy, while all nine rounds of the World RX to be held in Europe count for the European titles of the Super1600 and TouringCar drivers. [1]

В этом году чемпионат мира по ралли-кроссу стартовал раньше, чем обычно, — в начале апреля. А самое главное — без привычных заводских машин во главе пелотона: после ухода из серии фирменных команд Volkswagen, Audi и Peugeot за золото наконец-то смогли побороться частники! Ареной первой встречи участников обновленного чемпионата стал эмират Абу-Даби — и абсолютно новая трасса, вписанная в автодром Яс-Марина, на котором проходят в том числе и гонки Формулы-1. При этом в ОАЭ практически не было грунтовых участков в прямом понимании этого слова — просто около трети асфальтовой дорожки было засыпано где-то толстым, а где-то и не очень слоем грунта и песка.

Среди участников гонок на 600-сильных полноприводных суперкарах теперь нет ни самого титулованного раллиста современности Себастьена Лёба, ни одного из трех чемпионов мира по ралли-кроссу — Петтера Сольберга, Маттиаса Экстрёма и Юхана Кристофферсона. Правда, Экстрём покинул серию только в качестве гонщика, сосредоточившись на роли менеджера команды. Зато в списке полутора десятков постоянных участников чемпионата появилось немало новых имен, среди которых особо стоит отметить 19-летнего литовца Рокаса Бацюшку, который в сезоне-2018 вырвал победу в «переднеприводном» чемпионате Европы у россиянина Айдара Нуриева. Среди перспективных новичков есть и еще два победителя первенства Старого Света — это венгр Кристиан Сабо, который в 2013 году выиграл чемпионат Европы по автокроссу на багги, и латыш Рейнис Нитишс, который в минувшем сезоне оказался сильнейшим в состязаниях на ралли-кроссовых суперкарах.

В стартовой гонке сезона участвовали суперкары марок Renault, Peugeot, Audi, Hyundai, Ford, Seat, Skoda. И ни одного чемпионского Фольксвагена!

Кто поспорит за золото? Наверняка в группе лидеров будут оставшиеся в строю экс-заводчане, шведские братья Хансены и норвежец Андреаса Баккеруд, а также лучший из частников прошлого сезона, 22-летний финн Никлас Гронхольм. Должен подняться в табели о рангах и наш Тимур Тимерзянов: шансы на попадание в финал для 32-летнего пилота из Казани в отсутствие трех «марочных» команд тоже заметно возросли. Впрочем, знание трасс наверняка сможет помочь опытным пилотам лишь в следующих гонках. А в Абу-Даби всем — как новичкам, так и бывалым участникам чемпионата мира — приходилось искать идеальные траектории с чистого листа.

Читайте также:  Машины с пластиковыми кузовами

16 постоянных участников чемпионата мира. Тимур Тимерзянов — третий справа в нижнем ряду

Несмотря на ранний старт сезона, в этот раз в календаре лишь десять этапов против 12 в прошлом году — сделано это в том числе и для сокращения расходов участников. Лишились мирового ралли-кросса зрители в Португалии, США и Германии. А из новых трасс стоит отметить не только Абу-Даби, но и легендарный автодром в Спа, где отныне будет проходить бельгийский этап мирового первенства.

Все фавориты чемпионата — братья Хансены, Никлас Гронхольм и Андреас Баккеруд — на одном снимке

Первая драма нового сезона разыгралась в третьей из четырех серий квалификаций. На выходе из «джокера» (дополнительной петли трассы, в которую пилот обязан заехать по ходу каждого заезда) Audi S1 Андреаса Баккеруда протаранила Peugeot 208 лидера соревнований, Тимми Хансена! От сильного удара на машине шведа оказался поврежден каркас безопасности — и в дальнейших заездах он принять участие уже не смог. Не прошел в полуфинальную стадию и Баккеруд: судьи дисквалифицировали норвежца в этом «хите», и он не набрал достаточного количества очков, чтобы пробиться в число 12 сильнейших. Вот так в одно мгновение гонка в Абу-Даби лишилась сразу двух потенциальных победителей…

На первом этапе сезона пилоты на Peugeot 208 выиграли все четыре квалификации

Так или иначе, в первом полуфинале от старта до финиша доминировал 20-летний Кевин Хансен, а вторым отмашку клетчатым флагом получил Seat немца Тимо Шайдера, который переключился на ралли-кросс с кольцевых гонок в серии DTM. Тут тоже не обошлось без драматических событий: подскочив на поребрике, Hyundai i20 Рейниса Нитишса отправился в полет и приземлился на крышу хэтчбека Renault Megane RS двукратного чемпиона Европы по ралли-кроссу Антона Марклунда!

В итоге за бортом финала оказался и прибалт, и скандинав, а единственную оставшуюся путевку в решающий заезд прибрал к рукам британец Лиам Доран, сумевший опередить Тимура Тимерзянова. Увы, после того, как машина Нитишса приземлилась аккурат перед автомобилем россиянина, он был вынужден тормозить и менять траекторию. И именно этих потерянных мгновений Тимуру не хватило в концовке гонки, чтобы переиграть соперника с берегов Туманного Альбиона…

Интересно, с какой попытки Тимуру Тимерзянову удастся в этом сезоне пробиться в финал?

Во втором полуфинале с первой позиции стартовал партнер Тимерзянова по команде GRX Taneco Никлас Гронхольм. Несмотря на откат в начале гонки на последнее место, финн по ходу заезда сумел наверстать упущенное и пересек финишную черту раньше всех. Ну а последними участниками финала стали латыш Янис Бауманис на Фиесте и венгр Кристиан Сабо на Audi S1.

Кевин Хансен захватывает лидерство на старте финала, который впервые в истории чемпионата мира по ралли-кроссу проходил при искусственном освещении

Судьбу золота в Абу-Даби решили победители «полушек»: со старта Кевин Хансен и Никлас Гронхольм начали отрываться от остальных участников. На четвертом круге финн, висевший на хвосте у шведа, жестко атаковал соперника, почти развернув Peugeot 208. В результате Кевин откатился на вторую позицию, а Никлас первым пересек финишный створ. Однако судьи наказали Гронхольма за грубость, выписав ему трехсекундный штраф, — и в итоге победителем гонки был провозглашен все-таки Хансен. Замкнул тройку призеров Лиам Доран на Audi, который ныне вместе с Андреасом Баккерудом представляет команду с грозным названием Monster Energy RX Cartel.

Кевин Хансен: счет победам на этапах чемпионата мира открыт!

Первый этап обновленного чемпионата показал, что благодаря уходу заводских команд и появлению новых пилотов борьба на трассе стала более плотной, а немалое количество ошибок и последовавших за ними «крашей» сделали гонки еще зрелищнее. Нет сомнений, что этот сезон подарит любителям мирового ралли-кросса еще много красивых гонок, а его лидеры, скорее всего, будут сражаться за чемпионство до самого последнего этапа, который пройдет в ноябре в Южной Африке.

Чемпионат мира по ралли-кроссу
Положение после первого этапа

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Кевин Хансен Швеция Peugeot 208 30
2 Никлас Гронхольм Финляндия Hyundai i20 26
3 Янис Бауманис Латвия Ford Fiesta Mk7 20
4 Тимо Шайдер Германия Seat Ibiza 20
5 Кристиан Сабо Венгрия Audi S1 Quattro 18
6 Антон Марклунд Швеция Renault Megane RS 14
7 Лиам Доран Великобритания Audi S1 Quattro 14
8 Тимур Тимерзянов Россия Hyundai i20 13
9 Рокас Бацюшка Литва Skoda Fabia 10
10 Герлен Шишери Франция Renault Megane RS 10

Календарь чемпионата мира по ралли-кроссу 2019 года

Ссылка на основную публикацию

Чемпионат европы по ралли кроссу

Дорогие друзья, сегодня начнём знакомиться с чемпионатом Европы по ралли-кроссу в переднеприводном классе Super1600. В последнее время, это один из главных международных турниров в автоспорте, где российские гонщики принимают самое активное участие в распределении очков, призовых мест и побед на этапах. Вот например, краткая статистика попаданий в итоговую "десятку", за восемь последних лет:
2008: 5.Эдуард Леганов
2009: 2.Эдуард Леганов, 3.Тимур Тимерзянов, 4.Ильдар Рахматуллин
2010: 1.Тимур Тимерзянов, 2.Ильдар Рахматуллин, 8.Эдуард Леганов
2011: 10.Ильдар Рахматуллин
2012: 5.Ильдар Рахматуллин, 6.Вадим Макаров, 9.Тимур Шигабутдинов
2013: 2.Ильдар Рахматуллин, 5.Тимур Шигабутдинов, 6.Сергей Загуменнов, 7.Вадим Макаров, 9.Расуль Минниханов
2014: 1.Сергей Загуменнов, 2.Никита Мисюля, 6.Тимур Шигабутдинов, 10.Денис Саликов

Как хорошо видно — только в 2011-м году был период относительного затишья, все остальные годы россияне были весьма заметными фигурами в этом первенстве. А прошедший сезон — 2014, так и вовсе стал самым успешным за всю историю, сразу четыре наших пилота оказались в первой десятке, включая две верхние строчки!
К сожалению, прошлогодний чемпион — Сергей Загуменнов, решил в этом году уйти в кольцевые гонки, как годом ранее сделал Ильдар Рахматуллин (двукратный вице-чемпион Европы). Правда, причины они называют разные. Сергей заверяет, что решил поднабраться наката на асфальтовом покрытии, чтобы потом вернуться на ралли-кроссовые дорожки, возможно уже в топовый класс. В то время, как Ильдар признался, что пока не хватает бюджета на старосветское первенство. К тому же, занимался он ралли-кроссом скорее из-за того, что в России раньше не было кольцевых трасс. Теперь же бывший картингист оказался вновь в своей стихии, и казанец завоевал немало побед в чемпионате России по кольцевым гонкам в классе "Туринг-Лайт", где кстати пилотирует привычный автомобиль класса Super1600.
По поводу того, какие города представляют вышеназванные пилоты:
Казань — Тимур Тимерзянов, Ильдар Рахматуллин, Тимур Шигабутдинов, Расуль Минниханов,
Омск — Эдуард Леганов,
Екатеринбург — Вадим Макаров,
Москва — Сергей Загуменнов,
Самара — Никита Мисюля,
Тюмень — Денис Саликов.
Как видим — география достаточно широка. Кстати, всем кому интересны репортажи об этапах чемпионатов Европы и мира на русском языке, то можно найти их пройдя по этой ссылке, а гонки 2015 года здесь. Казанская студия БАЕР регулярно выпускает репортажи об этапах, и делает это уже много лет.

Любопытно, насколько сильно отличаются между собой три российских гонщика, выступавших на финальном этапе в Италии. Давайте представлю их вкратце, а чуть позже обязательно опубликую более подробный рассказ о каждом.
Тимур Шигабутдинов (Казань), 32 года — представитель татарстанской бизнес-элиты, занимает важный пост в крупной нефтехимической компании. Автоспорт для него главное увлечение в жизни. Когда-то он начинал механиком в гоночной команде — как и положено будущему пилоту. Потом попробовал проехаться за рулём, стало получаться, ну и пошло-поехало. Сейчас за плечами уже целый ряд подиумов в европейских гонках, с участием ведущих пилотов Старого Света. Входит в число фаворитов на каждом этапе.

Тимур в чемпионате Европы выступает c 2011 года, традиционно за команду "ТАИФ-моторспорт" и на французских автомобилях Renault, подготовленных финской компанией SetPromotion. В этом году он вновь пересел на Renault Clio S1600 Mk2. Прошлый год пилот провёл на Twingo, но модель не очень понравилась Тимуру, и в межсезонье он решил вернуться к более привычному Clio. Обслуживание машины во время стартов осуществляется финскими и латышскими специалистами.

Никита Мисюля (Самара), 25 лет — до того, как стать пилотом, занимался… велоспортом! Это может вызвать большое удивление у тех, кто не интересовался советским автоспортом. А знаете ли вы, что в сборную СССР по ралли часто брали… из числа велосипедистов. Умение балансировать на узких колёсах велосипеда в экстремальных условиях — даёт великолепную подготовку спортсмена в плане владения координацией своего тела, выносливости, скорости реакции и т.д. Вот так неожиданно. И знаете чем закончился дебют Никиты в чемпионате Европы’2014 по ралли-кроссу? Он стал вице-чемпионом с первого захода, всего в шаге от титула!

Никита второй год стартует на чешской Skoda Fabia S1600 Mk2, подготовленной знаменитым немецким гуру Рольфом Фолландом. Многократный чемпион Европы по автокроссу, заодно является и тренером для самарца. Обслуживание машины во время гонки также осуществляется немецкими механиками, под руководством самого Рольфа. Кстати, на следующий год команда планирует перейти на Audi 1-й серии, естественно подготовки Volland Racing, будет любопытно посмотреть — если всё получится.

Дмитрий Брагин (Тольятти), 33 года — один из лучших российских автоспортсменов на сегодня. И является профессиональным гонщиком в прямом смысле этого слова, т.е. зарабатывает себе на жизнь в первую очередь — участием и победами в гонках. Уникальная особенность Дмитрия — он побеждал практически во всех видах турниров, в которых принимал участие: классическое ралли, автокросс, ралли-кросс, кольцевые гонки, зимние трековые гонки. Тольяттинец — настоящий универсал экстра-класса. Вот здесь можно посмотреть список большинства его титулов. Хотя там ещё не все, например не учтена победа в европейском кольцевом первенстве ETCC’2014, в своей категории (Seat Leon Supercopa). В последнее время, Брагин фактически является играющим тренером для Тимура Шигабутдинова, с которым они вместе выступают в "ТАИФ-моторспорт". Хотя Дмитрий стартует и за другие команды — как в Италии, хотя при этом в комбинезоне татарстанского коллектива.

Читайте также:  Масло люкс супер 2т отзывы

Во время финального раунда чемпионата Европы состоялся дебют Дмитрия в этом первенстве. Он ехал за российский коллектив TTMotorsport на Renault Clio S1600 Mk2 французской подготовки. Причём на этой же машине, 17-летний Егор Санин из Ульяновска выиграл в текущем сезоне европейский 6-этапный турнир Rallycross Challenge Europe 2015 и едва не победил на французском этапе ЧМ Европы в S1600. Среди механиков команды — представители России и Латвии. А в группе поддержки — самарец Роман Степаненко, победитель Rallycross Challenge Europe 2015 в классе Supercar. Любопытная особенность: главного механика в команде нет, все в равных условиях, у такой ситуации сами понимаете — есть как плюсы, так и минусы))

Всего в 2015 году в чемпионате Европы принял участие 41 пилот, 29 из них получили зачётные очки. Класс Super1600 отличается тем, что в нём невероятное разнообразие представленных наций, например в первой десятке лидеров по итогам года — представители девяти стран! Например, в классе Supercar совершенно другая картина, и там наблюдается засилье шведских и норвежских пилотов, особенно среди лидеров.
Но если касаться разнообразия моделей, то картина складывается полностью противоположная. Если в Supercar наблюдается невероятная мешанина из самых разных моделей, то в Super1600 всё гораздо консервативнее. Скажем, из 29 пилотов, набиравших очки — восемь выступали на Skoda Fabia Mk2, и ещё трое на родственных им VW Polo 4-го и 5-го поколений. Шестеро выбрали своим оружием Renault Twingo Mk2, и столько же Renault Clio (из которых пятеро — модель второго поколения, и один — новейшего, третьего). А шесть оставшихся гонщиков предпочли Ford Fiesta Mk6 и Mk7, Citroen DS3, Citroen C2 и Peugeot 208, причём только хозяину "Пыжика" удавалось бороться за высокие места с "реношниками" и "шкодовцами".

FIA European Rallycross Championship

Category Supercar, Super1600 and TouringCar
Country Europe
Inaugural season 1976
Drivers’ champion Robin Larsson
(Supercar)
Aydar Nuriev (Super1600)
Official website www.rallycrossrx.com
Current season

The European Rallycross Championship (former abbreviation ERC, now Euro RX or ERX) is a rallycross competition held in Europe, organised under the auspices of the FIA.

Contents

History [ edit ]

The predecessor championship began in 1973 as the Embassy/ERA European Rallycross Championship. In 1976 the FIA created regulations for rallycross, including Group 5 regulations for the cars, and awarded the first official European cup. For 1978 two classes became introduced, one class for Touring cars and one for Grand Touring cars, but the FIA European Cup was for the driver with the most scored points from both Divisions, Norwegian Martin Schanche. In 1979 Schanche claimed the first ever true FIA European Championship title.

In 1982 the FIA reorganized the classes into Division 1, for Group A but restricted to two-wheel drive, and Division 2 for the so-called Rallycross Specials, which allowed the use of four-wheel drive. The first European Champions under this new rules became Norwegian Egil Stenshagen and Austrian Franz Wurz (father of ex-Formula One driver Alexander Wurz).

After several major accidents, Group B cars were banned from the WRC at the end of 1986, but found their new home in the European Rallycross Championship in 1987. Division 1 continued to use only two-wheel drive touring cars, but the Division 2 received the exotic Group B machinery such as the Peugeot 205 Turbo 16 E2, Ford RS200 E2, Lancia Delta S4, Audi Sport Quattro S1 or MG Metro 6R4, which continued to be prepared past their highest point of evolution in rallying.

Beginning in the 1993 season, the Group B cars disappeared and the four-wheel drive "specials" came into the era. Division 1 was now open to four-wheel drive cars, but using Group N regulations. Division 2 was based in Group A, but allowing several extra modifications such as changing to a different engine produced by the same manufacturer, adding a turbocharger or four-wheel drive. This allowed the creation of machines based on the Citroën Xantia, Peugeot 306 or Ford Escort RS2000. A third division was added, for two-wheel drive cars up to 1.4 litres, called 1400 Cup, but the title was recognized by the FIA only in 1995.

Читайте также:  Тест зимних шин 2017 r15 185 65

In 1997, the divisions were swapped, with Division 1 now becoming the primary class, with Group A-based cars, and Group N moving to Division 2. In 1999, Division 1 was allowed cars based on WRC and Supertouring regulations, but with the same set of freedoms as the Group A (adding turbochargers and four-wheel drive where needed). Division 2 kept Group N, but with a maximum displacement of 2.0 litres and only two-wheel drive. In 2001 the 1400 Cup’s status was upgraded to Division 2A.

For 2003, the class format was revised once more, assuming the form that is currently used. Division 1 and Division 2 remain essentially identical, with 4WD turbocharged Group A "specials" and 2WD normally aspirated 2.0 litre Group N cars, respectively, but a new Division A1 was created to replace the 1400 Cup, with regular Group A cars up to 1.6 litres.

In 2013 the European Rallycross Championship was promoted for the first time by IMG Motorsports. Rebranded as RallycrossRX (brand is not in official use any longer) the championship underwent changes to the racing format.

In 2014, the FIA approved plans for championship to become a fully sanctioned FIA World Championship. Together with the creation of the FIA World Rallycross Championship (World RX), the European Rallycross Championship (Euro RX) was restructured into a five round championship Supercar series with races in Great Britain, Norway, Belgium, Germany and Italy, while all nine rounds of the World RX to be held in Europe count for the European titles of the Super1600 and TouringCar drivers. [1]

В этом году чемпионат мира по ралли-кроссу стартовал раньше, чем обычно, — в начале апреля. А самое главное — без привычных заводских машин во главе пелотона: после ухода из серии фирменных команд Volkswagen, Audi и Peugeot за золото наконец-то смогли побороться частники! Ареной первой встречи участников обновленного чемпионата стал эмират Абу-Даби — и абсолютно новая трасса, вписанная в автодром Яс-Марина, на котором проходят в том числе и гонки Формулы-1. При этом в ОАЭ практически не было грунтовых участков в прямом понимании этого слова — просто около трети асфальтовой дорожки было засыпано где-то толстым, а где-то и не очень слоем грунта и песка.

Среди участников гонок на 600-сильных полноприводных суперкарах теперь нет ни самого титулованного раллиста современности Себастьена Лёба, ни одного из трех чемпионов мира по ралли-кроссу — Петтера Сольберга, Маттиаса Экстрёма и Юхана Кристофферсона. Правда, Экстрём покинул серию только в качестве гонщика, сосредоточившись на роли менеджера команды. Зато в списке полутора десятков постоянных участников чемпионата появилось немало новых имен, среди которых особо стоит отметить 19-летнего литовца Рокаса Бацюшку, который в сезоне-2018 вырвал победу в «переднеприводном» чемпионате Европы у россиянина Айдара Нуриева. Среди перспективных новичков есть и еще два победителя первенства Старого Света — это венгр Кристиан Сабо, который в 2013 году выиграл чемпионат Европы по автокроссу на багги, и латыш Рейнис Нитишс, который в минувшем сезоне оказался сильнейшим в состязаниях на ралли-кроссовых суперкарах.

В стартовой гонке сезона участвовали суперкары марок Renault, Peugeot, Audi, Hyundai, Ford, Seat, Skoda. И ни одного чемпионского Фольксвагена!

Кто поспорит за золото? Наверняка в группе лидеров будут оставшиеся в строю экс-заводчане, шведские братья Хансены и норвежец Андреаса Баккеруд, а также лучший из частников прошлого сезона, 22-летний финн Никлас Гронхольм. Должен подняться в табели о рангах и наш Тимур Тимерзянов: шансы на попадание в финал для 32-летнего пилота из Казани в отсутствие трех «марочных» команд тоже заметно возросли. Впрочем, знание трасс наверняка сможет помочь опытным пилотам лишь в следующих гонках. А в Абу-Даби всем — как новичкам, так и бывалым участникам чемпионата мира — приходилось искать идеальные траектории с чистого листа.

Читайте также:  Из за чего может увеличится расход бензина

16 постоянных участников чемпионата мира. Тимур Тимерзянов — третий справа в нижнем ряду

Несмотря на ранний старт сезона, в этот раз в календаре лишь десять этапов против 12 в прошлом году — сделано это в том числе и для сокращения расходов участников. Лишились мирового ралли-кросса зрители в Португалии, США и Германии. А из новых трасс стоит отметить не только Абу-Даби, но и легендарный автодром в Спа, где отныне будет проходить бельгийский этап мирового первенства.

Все фавориты чемпионата — братья Хансены, Никлас Гронхольм и Андреас Баккеруд — на одном снимке

Первая драма нового сезона разыгралась в третьей из четырех серий квалификаций. На выходе из «джокера» (дополнительной петли трассы, в которую пилот обязан заехать по ходу каждого заезда) Audi S1 Андреаса Баккеруда протаранила Peugeot 208 лидера соревнований, Тимми Хансена! От сильного удара на машине шведа оказался поврежден каркас безопасности — и в дальнейших заездах он принять участие уже не смог. Не прошел в полуфинальную стадию и Баккеруд: судьи дисквалифицировали норвежца в этом «хите», и он не набрал достаточного количества очков, чтобы пробиться в число 12 сильнейших. Вот так в одно мгновение гонка в Абу-Даби лишилась сразу двух потенциальных победителей…

На первом этапе сезона пилоты на Peugeot 208 выиграли все четыре квалификации

Так или иначе, в первом полуфинале от старта до финиша доминировал 20-летний Кевин Хансен, а вторым отмашку клетчатым флагом получил Seat немца Тимо Шайдера, который переключился на ралли-кросс с кольцевых гонок в серии DTM. Тут тоже не обошлось без драматических событий: подскочив на поребрике, Hyundai i20 Рейниса Нитишса отправился в полет и приземлился на крышу хэтчбека Renault Megane RS двукратного чемпиона Европы по ралли-кроссу Антона Марклунда!

В итоге за бортом финала оказался и прибалт, и скандинав, а единственную оставшуюся путевку в решающий заезд прибрал к рукам британец Лиам Доран, сумевший опередить Тимура Тимерзянова. Увы, после того, как машина Нитишса приземлилась аккурат перед автомобилем россиянина, он был вынужден тормозить и менять траекторию. И именно этих потерянных мгновений Тимуру не хватило в концовке гонки, чтобы переиграть соперника с берегов Туманного Альбиона…

Интересно, с какой попытки Тимуру Тимерзянову удастся в этом сезоне пробиться в финал?

Во втором полуфинале с первой позиции стартовал партнер Тимерзянова по команде GRX Taneco Никлас Гронхольм. Несмотря на откат в начале гонки на последнее место, финн по ходу заезда сумел наверстать упущенное и пересек финишную черту раньше всех. Ну а последними участниками финала стали латыш Янис Бауманис на Фиесте и венгр Кристиан Сабо на Audi S1.

Кевин Хансен захватывает лидерство на старте финала, который впервые в истории чемпионата мира по ралли-кроссу проходил при искусственном освещении

Судьбу золота в Абу-Даби решили победители «полушек»: со старта Кевин Хансен и Никлас Гронхольм начали отрываться от остальных участников. На четвертом круге финн, висевший на хвосте у шведа, жестко атаковал соперника, почти развернув Peugeot 208. В результате Кевин откатился на вторую позицию, а Никлас первым пересек финишный створ. Однако судьи наказали Гронхольма за грубость, выписав ему трехсекундный штраф, — и в итоге победителем гонки был провозглашен все-таки Хансен. Замкнул тройку призеров Лиам Доран на Audi, который ныне вместе с Андреасом Баккерудом представляет команду с грозным названием Monster Energy RX Cartel.

Кевин Хансен: счет победам на этапах чемпионата мира открыт!

Первый этап обновленного чемпионата показал, что благодаря уходу заводских команд и появлению новых пилотов борьба на трассе стала более плотной, а немалое количество ошибок и последовавших за ними «крашей» сделали гонки еще зрелищнее. Нет сомнений, что этот сезон подарит любителям мирового ралли-кросса еще много красивых гонок, а его лидеры, скорее всего, будут сражаться за чемпионство до самого последнего этапа, который пройдет в ноябре в Южной Африке.

Чемпионат мира по ралли-кроссу
Положение после первого этапа

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Кевин Хансен Швеция Peugeot 208 30
2 Никлас Гронхольм Финляндия Hyundai i20 26
3 Янис Бауманис Латвия Ford Fiesta Mk7 20
4 Тимо Шайдер Германия Seat Ibiza 20
5 Кристиан Сабо Венгрия Audi S1 Quattro 18
6 Антон Марклунд Швеция Renault Megane RS 14
7 Лиам Доран Великобритания Audi S1 Quattro 14
8 Тимур Тимерзянов Россия Hyundai i20 13
9 Рокас Бацюшка Литва Skoda Fabia 10
10 Герлен Шишери Франция Renault Megane RS 10

Календарь чемпионата мира по ралли-кроссу 2019 года

Ссылка на основную публикацию