Основные требования к защите картера
Государственного стандарта на защиты картера не существует, т.к. они не относятся к автомобильным агрегатам, сертификация которых по российским правилам обязательна. Это объясняет большой разброс параметров защит, предлагаемых на рынке. Главное требование к защитам задает здравый смысл: их основное качество — прочность и жесткость, которые определяют способность противостоять ударным нагрузкам.
Во время наезда на препятствие часть энергии удара гасится самой защитой и ее креплением, а часть передается кузову. При этом кузов и его элементы не должны деформироваться. Именно этим условиям должны отвечать механические свойства такого оборудования.
Жесткость защиты можно считать оптимальной, если деформация происходит только в пределах зазора между ней и картером (обычно этот зазор выбирается в пределах 20–30 мм, т.к. дальнейшее его увеличение приводит к уменьшению дорожного просвета). Это связано с тем, что:
- может привести к повреждению кузова, так как вся энергия удара будет передаваться на него;
- защита с недостаточной жесткостью иногда способна перевести фронтальный удар в скользящий, но может упереться в картер и повредить его.
Кроме того, жесткость определяется условием безопасности — при лобовом столкновении двигатель должен перемещаться вниз, а не в сторону водителя и переднего пассажира. Чтобы защита не препятствовала этому, она изготавливается с прогибом вниз. Это обеспечивает ее направленную деформацию при смятии передней части автомобиля.
Прочность защиты обеспечивается конструкцией и используемыми материалами. Она должна быть такой, чтобы выдерживать без серьезных повреждений наезд на острый камень, металлический прут и т.д.
Защита тем прочнее и жёстче, чем больше рёбер жёсткости имеет и чем больше их глубина. Лучшая модель — с глубоким рельефом по всей площади, что придает ей высокую жёсткость в обоих — в продольном и в поперечном — сечениях.
![]() |
![]() |
![]() |
Прочность крепления гарантируется установкой защиты только на силовые элементы автомобиля — лонжероны кузова, подрамник двигателя, поперечную балку подвески. Крепление защиты к более слабым элементам, например поперечине под радиатором, является недостаточно прочным; это допустимо только для пыльников. В случае такой установки защиты радиатор может пострадать от удара.
Прочность крепления обеспечивается и использованием соответствующего крепежа — определяющим становится прочность и жесткость лапок и кронштейнов защиты, материал, из которого изготовлены болты.
Вес защиты должен быть минимально возможным при условии обеспечения необходимой жесткости и прочности. Поэтому его величина у предлагаемых производителями изделий находится в пределах 7–15 кг, что не приводит к заметному увеличению нагрузки на переднюю ось автомобиля.
Для определения степени жесткости защиты в "домашних условиях" рекомендуется положить ее на землю выпуклостью вверх и встать на нее. Хорошая защита под весом 75 кг прогнется не более чем на 10-15 мм без остаточной деформации. Если прогиб больше, это, скорее, пыльник.
Кроме выше перечисленного, хорошие защиты характеризуются тем, что ставятся на штатные крепежные элементы и делать дополнительных отверстий в кузове не требуется.
Они также должны иметь технологические отверстия, которые облегчают обслуживание автомобиля с установленной защитой, т.к. исключают необходимость систематического демонтажа при необходимости слива масла, чистки фильтра и пр.
Очень важно и качество изготовления данного оборудования – качество покраски, которая, как правило, выполняет функцию защиты от коррозии, и обрезки краев, что влияет не только на эстетическое восприятие изделия, но и на качество его установки.
Еще один важный атрибут хорошей защиты – наличие резиновых или пластиковых отбойников-амортизаторов в местах контакта с кузовом автомобиля, благодаря которым установленное изделие не вибрирует, а значит, не создает и даже снижает уровень шума в салоне.
Лучшая защита картера: сталь, алюминий или карбон?
Защиты из конструкционной стали — относительно дешевого материала толщиной 2–3 мм — получили наибольшее распространение. Пластичность стали позволяет выполнить на изделии штамповкой ребра жесткости (фото 4). Такие защиты легко поддаются правке в случае деформации от удара.
Листовая сталь позволяет изготовить защиту с ребрами жесткости
Большинство отечественных производителей стальных защит покрывает свои изделия порошковой эпоксиполиэфирной краской горячего отверждения. Такое покрытие достаточно долговечно при аккуратной езде.
Недорогие изделия для отечественных автомобилей красят обычной нитроэмалью. Но даже самое качественное покрытие не может противостоять механическому воздействию, например при наезде на бордюр во время парковки.
Защиты из алюминия легче стальных, но примерно в пять раз дороже. Поэтому особенно часто их ставят на спортивные автомобили, где вес играет решающую роль. Для изготовления защит используют как мягкие сплавы алюминия, так и термоупрочненные (дюраль) Д16Т или В95. По прочности дюралюминий не уступает стали, но низкая пластичность не позволяет штамповать ребра жесткости. Конструкция таких защит чаще всего представляет собой плоский лист толщиной 7–10 мм с несколькими небольшими поперечными изгибами и отверстиями для крепления и вентиляции (фото 5).
Защита из термоупрочненного алюминиевого сплава без продольных ребер жесткости
Термоупрочненные защиты выправить после удара гораздо сложнее.
Композитные защиты (фото 6) изготавливают из композиционных материалов, состоящих из основы — армирующего волокна и связующего — смолы. В качестве основы чаще всего используют стеклоткань, реже — углеткань (карбон), которая дороже и менее технологична. Наиболее стойкий материал для композитных защит — кевларовая ткань, разработанная для бронежилетов, но высокая цена ограничивает ее применение.
По удельной прочности стекло- и углепластик превосходят сталь в 1,5 раза, а кевлар — в 2,5 раза, что позволяет сделать защиту легче. Однако композиты плохо воспринимают сосредоточенные нагрузки. При наезде на острый предмет смола крошится, а волокна, потерявшие опору, ломаются. Поэтому толщину композитных защит приходится увеличивать до 8–12 мм, что снижает их преимущество в весе.
Композитные защиты одновременно выполняют функцию пыльника, так как полностью закрывают моторный отсек снизу. Технология изготовления позволяет придать им любую форму, но стоят они дороже стальных.
Высокая прочность волокон, увеличенная толщина и корытообразная форма делают их очень жесткими. Если композитная защита имеет трещины, то она не подлежит восстановлению.
Рекомендации
- При приобретении защиты картера проверьте наличие инструкции по установке и обратите внимание на условия выполнения производителем гарантийных обязательств (защита картера не относится к изделиям, подлежащим обязательной сертификации, поэтому к ним сертификат может не прилагаться).
- Жесткость защиты определяется толщиной и свойствами материала, наличием ребер жесткости, их количеством и глубиной.
- Пластиковая защита должна иметь стальные втулки в местах установки болтов крепления. При приобретении желательно убедиться, что она действительно выполнена из качественного материала. Часто за “карбоновые” или “кевларовые” выдают защиты, изготовленные из дешевой стеклоткани. Для проверки нужно стереть (например, монетой) черную краску, которой обычно красятся пластиковые защиты, и определить цвет волокон, залитых смолой. Стеклоткань имеет белый, углеткань — черный, а кевларовые волокна — зеленовато-золотистый цвет.
- Конструкция защиты должна предусматривать установку только на силовые элементы кузова, которые нельзя ослаблять новыми отверстиями. Для этого используют технологические отверстия в лонжеронах, подрамнике двигателя, поперечной балке подвески и т.д.
- Кронштейны и лапки, с помощью которых защита крепится к кузову, должны быть стальными и иметь толщину не менее 3–5 мм.
- Все элементы крепежа (желательно, чтобы они имели резьбу не менее М10), входящие в комплект защиты, должны иметь качественное гальваническое, а не лакокрасочное покрытие, чтобы противостоять коррозии. Это связано с тем, что в процессе технического обслуживания машины защиту приходится неоднократно снимать и ставить. Для исключения самоотвинчивания крепежа необходимо использовать гайки с нейлоновым кольцом или пружинные шайбы.
Любая защита только снижает вероятность повреждения картера двигателя и коробки передач, но не исключает ее полностью, поэтому целесообразно выбирать стиль вождения в соответствии с дорожными условиями:
- снижать скорость при съезде с автострады на проселочную дорогу, особенно в условиях плохого освещения;
- заблаговременно тормозить перед препятствиями;
- медленно и аккуратно парковаться на бордюр, преодолевать водные преграды и железнодорожные переезды.
- опасно ехать в стороне от дороги по нескошенной траве, так как в ней могут быть валуны, брошенные детали сельхозмашин, глубокие борозды и пни, поэтому лучше предварительно пройти предполагаемый маршрут пешком;
- желательно во время движения не пропускать между колес предметы, лежащие на дороге, а объезжать их, так как трудно на расстоянии определить высоту препятствий.
Выбор материала защиты картера
На первый взгляд выбор защиты картера и материала, из которого она изготовлена, выглядит просто – главное чтобы защищала. На самом деле, помимо своей прямой функции, защита должна соответствовать множеству требований, как общих, так и специфических, характерных для определенных условий эксплуатации автомобиля. Соответствие этим требованиям во многом зависит от материала, из которого изготовлена та, или иная защита.
В этой статье нам хотелось бы дать общий обзор материалов применяемых для изготовления защит, чтобы помочь автолюбителю сориентироваться в предложениях на рынке и понять, что нужно именно ему. Для начала обозначим, какие вообще бывают защиты.
Металлы:
- Сталь 2мм
- Сталь 3мм (усиленная)
- Алюминий
- Нержавеющая сталь
- Титан
Композитные материалы:
- Стеклопластик
- Углепластик
- Кевлар
Здесь же надо отметить, что в стандартной комплектации нового автомобиля, поступающего с завода, часто присутствует пластиковый пыльник под моторным отсеком, который также иногда называют защитой. По сути, это неверно, так как пыльник защищает моторный отсек только от грязи и воды. Уберечь картер от повреждений при встрече с твердым предметом он не в состоянии. Более того, он сам может быть достаточно легко поврежден. Особенно это актуально зимой, когда пластик от мороза становится очень ломким, а вероятность наезда на препятствие, невидимое под снегом, достаточна высокой.
Сталь. Наиболее распространенным материалом для производства защит картера является сталь толщиной 2мм. Этот материал хорошо зарекомендовал себя, и в большинстве случаев способен защитить картер от нежелательной встречи с препятствием. К плюсам применения защит из 2-мм стали следует отнести ее достаточную жесткость, невысокую стоимость и ремонтопригодность – сталь такой толщины легко поддается рихтовке. Стальная защита выдерживает наезд на острые и твердые предметы, принимая удар на себя, не деформирует кузовные элементы; а пластичность стали позволяет штамповать дополнительные ребра жесткости. К минусам — подверженность коррозии, несмотря на любое покрытие. На срок службы защиты влияет стиль езды, качество дорог, регион эксплуатации и т.д. В среднем, при неповрежденном покрытии защиты, он составляет – 3-4 года. Вес изделия обычно порядка 8-12 кг. Кстати, оригинальные защиты, которые предлагают ведущие мировые автопроизводители — AUDI, BMW, MB, VW, изготавливаются только из стали.
Обобщая, можно сказать, что стальные 2-мм защиты – это оптимальный вариант, который подходит для большинства автолюбителей по соотношению цена-качество, при обычных условиях эксплуатации автомобиля.
Усиленные стальные защиты из 3-мм стали, как правило, разрабатываются для внедорожников. Это связано, в первую очередь, с весом автомобиля и соответственно большей энергией удара о препятствие. Такие защиты целесообразно использовать:
- на автомобилях с большой массой;
- на автомобилях, которые часто используются в сложных дорожных условиях, когда от защиты требуется соответствовать повышенным требованиям по жесткости (высокий риск контакта днища автомобиля с препятствием).
В остальном, защиты из 3-мм стали сохраняют все плюсы и минусы 2-х миллиметровых. При этом они несколько дороже и тяжелее, восстанавливать их форму после столкновения сложнее.
Алюминий. Защиты из алюминия имеют ряд преимуществ и недостатков по сравнению со стальными. Алюминиевая защита стоит в 3-4 раза дороже стальной. В первую очередь это определяется стоимостью самого материала. Вес защиты изготовленной из алюминия может оказаться даже больше, чем аналогичной стальной. Это связано с тем, что для изготовления алюминиевых защит применяют 5-мм алюминий. Если сравнить вес алюминиевого листа толщиной 5мм размером 1х1 метр и такого же из 2-мм стали, то он будет примерно равный. При этом защиты из алюминия часто по площади больше стальных (это возможно за счет жесткости материала), соответственно, вес алюминиевой защиты может быть больше, чем стальной. Тем не менее, применение алюминия весьма актуально для спортивных автомобилей.
- Жесткость алюминия позволяет изготовить защиту большой площади из одного листа материала. Это удобно, когда защиту нужно быстро снять для доступа к двигателю и так же быстро установить.
- Вторая причина – алюминий не дает искры при контакте с препятствием (удары защиты об асфальт при прыжках) и не может стать причиной возгорания автомобиля.
Также подобные защиты находят широкое применение на автомобилях с кузовом, полностью изготовленным из алюминия. Ярким примером таких автомобилей является Audi ТТ.
Приобретая алюминиевую защиту, следует помнить, что в городской среде он активно окисляется. Впрочем, в основном изменения касаются внешнего вида, служит алюминиевая защита значительно дольше, чем стальная.
Нержавеющая сталь, как правило, применяется для изготовления видовых защит. Обрабатывать этот материал сложнее, чем обычную сталь, что естественно сказывается на стоимости изделия. В среднем такие защиты стоят в 2-3 раза дороже стальных. Основными преимуществами являются:
- защищенность от коррозии;
- презентабельный внешний вид нержавейки. Это актуально для автомобилей, на которых защита видна из-под бампера (в основном джипы).
В качестве компромиссного варианта иногда изготавливают стальные защиты с накладкой из нержавейки на переднюю часть. Это позволяет получить привлекательный внешний вид за меньшие расходы.
Титан. Титан намного прочнее стали, обладает легкостью алюминия и при этом почти не подвержен окислению. Это практически идеальный материал для изготовления защиты, но стоимость делает его нерентабельным для использования в серийном производстве, поэтому титановые защиты изготавливаются в единичных экземплярах только на заказ.
Композитные материалы. Для начала следует сказать несколько слов о технологиях производства защит из композитных материалов.
Технология изготовления композитной защиты предполагает использование нескольких слоев армирующего материала (стеклоткани, углеткани или кевлара) соединенных между собой с помощью смолы. Требуемая для защиты картера жесткость достигается использованием 5 — 6 слоев. При соблюдении технологии производства композитные материалы обладают высокой прочностью. К слову, высокотехнологичные углепластики применяются в космической промышленности, при создании болидов Формулы 1, в производстве профессионального спортивного снаряжения. При нарушениях технологии защита будет ломаться, протираться, а при нагреве от двигателя смола может выделять токсичные вещества
Для примера, стоимость одного листа углеткани составляет около 30$. Вы легко можете сами посчитать минимальную стоимость подобного изделия, умножив эту цифру на количество слоев, и прибавив стоимость изготовления.
Кевлар сравним по прочности с углепластиком, но является еще более дорогостоящим материалом. Стоимость настоящей кевларовой защиты, изготовленной с соблюдением технологических требований, составляет несколько тысяч долларов.
Таким образом, к плюсам защит из композитных материалов можно отнести хорошие прочностные характеристики при соблюдении технологии производства, отсутствие проблем с коррозией и возможность изготовить защиту сложной формы, повторяющей геометрию моторного пространства. Минусы – высокая цена (при соблюдении технологии) и более трудоемкий по сравнению со сталью ремонт. Также большую сложность составляет контроль соблюдения технологических требований, при производстве данных защит, что приводит к большому количеству брака, который не всегда легко определить при покупке.
На сегодняшний день на рынке представлены защиты из различных материалов, на любой вкус и бюджет. Мы надеемся, что эта статья позволила Вам сориентироваться в этом многообразии, понять специфику материалов и выбрать то, что нужно именно Вам.
Защита картера – конструкция в виде поддона, которую устанавливают на нижнюю часть транспортного средства. При движении по российским неровным дорогам есть риск наткнуться на камень или арматуру, попасть в выбоину, наехать на бордюр. Лед, грязь, песок попадают в автомобильный отсек. Броня предохраняет масляный картер двигателя и другие элементы машины от механических повреждений.
Защита поддона картера – дополнительное препятствие для угонщиков. Злоумышленник должен подключить аппаратуру к проводке, чтобы вывести из строя сигнализацию. Поддон мешает проникнуть под капот. Вор не будет тратить время на сложный демонтаж и выберет более легкую добычу.
Комплектация нового автомобиля включает пластиковый пыльник. Защищает от воды и грязи, но бесполезен при ударах о препятствия на дороге. Зимой пластик трескается от мороза – устройство теряет функции.
Монтаж
Конструкцию для защиты картера двигателя подбирают с учетом типа кузова, объема двигателя, КПП, комплектации. Монтируется на «родные» крепежные элементы – не требуются дополнительные отверстия. Правильно подобранная броня не мешает теплообмену двигателя с окружающей средой, не сказывается на шумоизоляции, не затрудняет мойку. Машина с дизельным агрегатом, на которую установлена защита, быстрее прогревается зимой.
Поддон снабжен отверстиями с заглушками из пластика для замены масла – устройство не снимают. Не хотите отвинчивать защиту при замене фильтра – выбирайте модель брони с доступом к этой части машины.
Виды защиты
Металлическая
- Стальная защита (2 мм)
Преимущества
- Низкая стоимость – изготавливается из дешевой листовой стали. При потере функций недорого заменить.
- Пластичность – создание дополнительных ребер жесткости. Придание нужной формы, подходящей для конкретного автомобиля.
- Поддается ремонту – выправление вмятин.
- Гасит силу удара, не повреждает элементы кузова.
Недостатки
- Подвержена коррозии (срок эксплуатации 3-4 года).
- Тяжелая (8-12 кг).
- Уменьшает дорожный просвет.
Устанавливается на мощные машины с большой массой, которые эксплуатируются в сложных дорожных условиях (внедорожники). Дороже двухмиллиметровой защиты, тяжелее, сложнее поддается рихтовке.
Штатные защиты картера VW, BMW, Audi, Mercedes делают из стали.
Алюминиевая защита
Преимущества
- Легкий материал — алюминиевая броня 5 мм весит как стальная 2 мм.
- Отсутствие искры при столкновении с препятствием – нет опасности пожара.
- При нагревании не выделяет токсины.
- Жесткость позволяет делать алюминиевый поддон больше по площади, чем стальной.
- Устойчивость к морозу и жаре.
- На ржавеет.
- Активный теплообмен с внешней средой – двигатель не перегревается.
- Не вибрирует.
Недостатки
- Цена выше, чем у стальной защиты, в 3-4 раза.
- Для ремонта требуется демонтаж детали.
- Окисляется, но не теряет эксплуатационных свойств.
Защиту картера из алюминия устанавливают на автомобили с кузовом из того же металла (Audi ТТ).
Нержавейка
Преимущества
- Привлекательный внешний вид.
- Меньше страдает от ржавчины, чем обычная сталь.
Недостатки
- Сложная и затратная технология обработки – в 2-3 раза дороже обычной стали.
Титановый сплав
Титан – сочетание прочности стали и легкости алюминия. Не окисляется, не ржавеет. Дорогой металл, такая защита картера выполняется на заказ.
Композитная
Композитные материалы – слои армирующего материала (кевлара, стеклоткани, углеткани), соединенные специальной смолой.
Преимущества
- Высокая прочность (углепластик применяют в космической промышленности).
- Не препятствует смещению двигателя при столкновении.
- Не деформируется – возвращает форму после удара.
- Нет посторонних шумов.
- Вес до 4 кг.
- Не ржавеет и не окисляется.
- Не уменьшает клиренс.
Недостатки
- Высокая стоимость.
- При производственном браке материал выделяет вредные вещества при нагревании, препятствует теплообмену элементов днища автомобиля с окружающей средой.
- Сложный и затратный ремонт.
Критерии выбора
- Жесткость – показатель надежности защиты картера. Конструкцию устанавливают, чтобы уберечь элементы нижней части автомобиля от удара. Если материал погнется при незначительном толчке – защита теряет смысл. Хрупкий масляный картер двигателя пострадает, придется тратить деньги на ремонт. Обратите внимание на толщину металла.
- Вес защиты картера. Заводом-изготовителем заложена допустимая нагрузка на подвеску. Нарушение баланса – смещение параметров развесовки кузова.
- Безопасность при ДТП. Броня не должна влиять на заложенную производителем схему деформации кузова.
- Бесшумность – критерий, связанный с комфортом пассажиров и водителя. Защита картера после монтажа стучит о подрамник, что слышно в салоне автомобиля. Зависит от правильной установки.
Защита картера – необходимая конструкция для автомобиля в условиях российских дорог, далеких от идеала. Броня убережет детали днища машины от повреждений, сохранит время и средства автовладельца.