Большинство владельцев «девятки» знает, что можно установить 16-клапанный двигатель на ВАЗ 2109, тем самым улучшив ходовые характеристики своей машины на высоких оборотах коленвала. Стоит ли это делать, и как воплотить задумку в жизнь?
Зачем ставить новый силовой агрегат?
Установка нового движка может пригодиться тем автомобилистам, которые хотят улучшить свою устаревшую машину. Многим отечественным автолюбителям известно, что «девятка» имеет довольно неплохие ходовые характеристики, требует немного бензина и вообще не так прихотлива в уходе, как иномарки, поэтому часто ее тюнингуют. Замена движка с 8 кл на более продвинутую модель имеет свои преимущества:
- Повышение мощности.
- Улучшение ходовых характеристик на высоких оборотах.
- Эффективное использование топлива за счет инжекторной системы.
- Более стабильная работа силового агрегата.
- Не требуется постоянная подгонка клапанов.
Но есть и недостатки:
- Для замены в своем гараже нужно много деталей и инструментов.
- На низких оборотах двигатель на 16 кл немного хуже, чем его 8-клапанный аналог.
Здесь присутствует два варианта замены:
- Установка целого движка от 2112 модели. В этом случае понадобится заменить не так много деталей, но стоимость целого движка может оттолкнуть от этой мысли.
- Доработка ГБЦ под новые комплектующие. Это более экономичный, но очень трудоемкий процесс.
Вернуться к оглавлению
Ставим готовый движок
На «девятку» ставим двигатель 2112, так как силовые агрегаты моделей схожи между собой. Также понадобятся топливная труба подходящего диаметра (можно взять стальную, но лучше медную) и бензобак от той же 12-ой модели. Далее проводятся такие работы:
- Демонтируем старый силовой агрегат, отключаем все патрубки и электронику. Для того чтобы извлечь и поставить движок, необходим кран для удобства, поскольку весь узел увесистый. Это основная проблема в гараже.
- Когда двигатель убран, можно установить новый в посадочное место. Стоит сразу проверить состояние сальников и прокладок, если агрегат б/у. Проверьте еще натяжение ремней.
- Дальше нужно заменить всю топливную систему: бак, бензонасос, топливные магистрали.
- Отличная замена для бака «девятки» — аналог от 2112. По размерам детали совпадают, а вот устройство у них разное, что не является препятствием для установки.
- Для топливных магистралей нужно брать медные трубки, которые лучше гнутся.
- Теперь можно заняться проводкой инжектора. Если «девятка» выпуска 2002 г и моложе, то особых проблем с подсоединением проводов не будет, а для старых моделей придется проделывать новые отверстия вручную.
- Нужно установить абсорбер и фильтр бензина. Обычно их размещают под днищем и крепят шпильками.
- Ставим датчики, меняем проводку на ту, которая подходит по длине.
- С установкой генератора придется попотеть, поскольку родные крепления не подходят. Подыщите подходящие, замените — можете устанавливать. Если коробку передач не менять, то ее придется подтачивать болгаркой.
- В стартере придется поменять бендикс с 12 на 9 зубьев.
- Последняя переделка — выхлопная система. Трубы не подойдут, поэтому их нужно будет переваривать. Подгонка помогает все детали поставить на место.
Вернуться к оглавлению
Модификация ГБЦ
Установка 16-клапанного двигателя на ВАЗ 2109 будет куда сложнее, если заменять отдельные детали.
- ГБЦ на 16 клапанов с соответствующим ресивером (в комплекте должен быть коллектор с датчиком детонации, дроссельной заслонкой и МЗ);
- другая система подачи топлива: бензобак, топливопровод, рампа с подходящими форсунками;
- комплект электроники — проводка, контролер;
- новые датчики термостата, уровня масла, положения коленвала, фаз;
- механика: термостат, шкивы для распредвала, поршни с готовыми кольцами и пальцами, шатуны шкив для коленвала;
- полная замена выхлопной системы;
- энергоснабжение: генератор с подходящими натяжителями, привод генератора;
- другие детали: дроссельные патрубки, регулятор ХХ (холостого хода), корпус для масляного насоса с отлитым монтажным местом для датчика коленвала.
Все детали должны подходить по мощности для работы с 16-клапановым двигателем и инжекторной системой впрыска. Комплект внушительный, а работ по доделке к ВАЗ 2109 16 клапанов еще больше. Переделка двигателя начинается:
- Демонтируем следующие элементы: старую ГБЦ, бак для бензина, патрубки топливной системы, все зажигание полностью вместе с генератором и термостатом. Снимаем все ремни и шкивы.
- Первыми ставим бак и топливный насос.
- Нужно вытащить карбюратор с проводкой, заменить все на новые детали.
- Отключаем охлаждение, систему стоит заменить на аналог 2112 модели.
- Снимаем поддон. Меняем поршни и шатуны «девятки» на комплект от 12 го ВАЗа.
- Приступаем к замене маслонасоса, желательно, чтобы новый был с отливом под датчик положения коленчатого вала.
- Подготовимся к монтажу головки цилиндров на 16 клапанов. Места крепления совпадают, а вот болты не подходят, их нужно сделать короче. Еще нужно просверлить отверстия на 12 мм, если их нет.
- Меняем все топливные магистрали на новые, затем соединяем их с баком. Подключаем ЭБУ к топливному насосу.
- Делаем отверстия в блоке для установки нового элемента: датчика детонации. Еще нужно нарезать резьбу 8 мм.
- Меняем помпу, сапун вентиляции картера и масляный щуп — все от 2112.
- Ставим новую ГБЦ на 16 клапанов в посадочное место. Если она садится неплотно, нужно подровнять все выступы в местах соединения.
- Лучшая замена для термостата — аналогичная запчасть от Лады Самары. Меняем.
- Ставим патрубки охлаждающей системы.
- Устанавливаем заднюю крышку ГРМ, ролики. Натягиваем ремень и шкивы от 2112.
- Устанавливаем на свое место генератор и его привод. Чтобы поставить деталь на место, понадобятся нижний кронштейн, болт крепления генератора и верхний натяжитель, как у ВАЗ 2108. Верхнее крепление не трогаем, достаточно закрутить два нижних болта.
- Ставим все датчики по своим местам.
- Еще понадобится новый датчик для термостата, работающий с инжекторной системой впрыска.
- Ставим крышку клапанов на место, хорошо промазываем герметиком.
- Устанавливаем зажигание. Далее занимаемся ресивером, ставим гофру и дроссель.
- Устанавливаем фильтр для воздуха и тросик привода дросселя. Подойдет деталь от 2110.
- Ставим элементы выхлопа.
- Подводим провода к приборке и замку зажигания.
- Заливаем все жидкости — тосол, масло, топливо.
Мотор готов к эксплуатации.
Проще поставить силовой агрегат от ВАЗа 2112. Конечно, понадобится кран, чтобы вытащить сам движок, но это ничто по сравнению с работами, которые придется провести для доработки узла «девятки».
Доброго дня!
Хочу описать процесс установки 16 кл двигателя заместо 8 кл двигателя (инж).
Я думаю этот процесс описывал не один десяток людей, но все же я так же оставлю свою лепту.
И так, начальный конфиг: ВАЗ 21099, 8 клапанный двигатель, инжектор. Мозги Bosch M1.5.4 (датчик кислорода отсутствует), форсунки стояли Bosch, бензонасос и топливная рампа с обраткой соответственно.
1. Установка двигателя непосредственно: желательно установить сразу все навесное на Ваш 16 кл двигатель (ремень, помпа, ролики, ресивер, топливную рампу) т.к в последствии их установка будет проблемная (особенно установка ресивера).
В моем случае, крепление гены я не менял, все встало на родные подушки и крепления.
2. Коробка передач:
1) Установка маховика, сцепления и стартера от 2109.
2) Оставить маховик под 2110, сцепление 2110, НО нужно сточить ребра жесткости в коробке, а так же меняется бендикс на 2110 (в моем случае стартер обычный самарский редукторный) — не потеряйте стопорные кольца.
3. Система охлаждения: я использовал подводящую трубу насоса(помпы) от своего двигателя, поэтому устанавливал все так же как и на 8 клапанном двигателе с родным термостатом. Различий никаких нет. А так, желательна замена всех патрубков на приоровские и замена термостата на 6-и дырчатый. В последствии я этим займусь, но пока оставил бюджетный вариант.
4. Топливная система: в моем случае форсунки и топливная рампа стояли уже на этом двигателе.
Изначально возникла проблема — не открывались, соответственно не прыскали в цилиндры.
Пришлось доставать и чистить — все заработало как нужно. Доставать топливную рампу не так сложно, как лазить под ресивером пытаясь что-то сделать в ней.
И так, по системе с обраткой и без обратки:
В случае если топливная рампа идет без обратки есть 3 варианта:
1) Самый простой, но не самый правильный: заглушить обратку либо в бензонасосе, либо в шланге, который под капотом.
2) Поменять бензонасос с РДТ
3) Поменять топливную рампу с обраткой, НО, в моем случае установлен пластиковый ресивер, и как мне известно она туда просто не полезет.
5. Установка датчиков: от моих мозгов доходят все датчики, кроме датчика фаз.
Удлинить пришлось только датчик давления масла, т.к он на наших 8 кл двигателях находится слева, а на 16 кл находится справа от клапанной крышки.
С моими мозгами Bosch M1.5.4 проблем не возникло, по крайней мере на данный момент.
Желательна установка мозгов непосредственно от того двигателя, который Вы и устанавливаете.
Если же их нет, то можно либо кататься на стоке, либо прошить мозги по вашим предпочтениям учитывая уже установленный 16 кл двигатель.
6. Выпускная система:
Всю выхлопную систему нужно устанавливать от 16 кл двигателя, глушитель можно оставить.
В своем случае я поменял паук, штаны и резонатор.
Пока проблема обстоит с местами крепления, т.к они не совпадают.
Вроде бы пока все.
Если есть какие-то вопросы — задавайте, постараюсь ответить.
Всем привет, как и обещал написать мануал по поводу установки 16 клапанного двигателя в самару. Сразу хочу предупредить, я не механик и не электрик, все знаю лишь поверхностно. Все что я опишу ниже, это что я понял и успел заметить, когда наблюдал со стороны замена движка на моем авто. Так что на всякие каверзные вопросы смогу и не ответить вам)
Пример буду вести по своей машине (ваз-2115 1.5 8V инжектор) инструкция как переделать карб немного иная, я же буду делать акцент на инжектор.
И так, допустим у вас самара инжектор. Что делаем дальше? А дальше все просто, ищем двигатель, причем я настоятельно рекомендую искать двигатель в сборе со всем навесным, с коробкой, мозгами и косой под них. Если у вас в машине стоят не прошиваемые мозги (типа bosh, дебош, шмош и прочие не прошиваемые или трудно прошиваемые мозги) Почему я рекомендую найти двиг со всеми потрохами, а не искать по сусекам недостающие части, которые еще зачастую и не подходят без переделок? Когда все есть, можно за день операцию произвести без лишнего гемора, я же взял тупо двигатель без навесного и потратил на это 4 дня, носился по магазинам, искал недостающие запчасти или те, что не подошли от родного 8 клапанного мотора.
1) У меня ваз 2115, с мозгами январь 7.2 (можно использовать январь 5.1. если найдете (не покупайте январь 5.1.1 это тот же январь 5.1, но в нем отсутствуют микросхемы, короче урезанная версия и она вам не нужна, т.к. в ней нет поддержки датчика фаз и лямбды, я не знаю на сколько они нужны и важны, датчик фаз я не подключал и исключил из прошивки, так же купив ваз 21099 с 16 клапанным двигателем, данный датчик там уже был отключен. Так же не стоит брать январь 7.2+ я не вдавался в подробности чем он плох от обычного 7.2. но раз люди пишут, херни писать они не будут, сказано не покупать, не покупайте:-) ). Какие же лучше мозги январь 5.1, 7.2. или какие либо еще читайте в интернете и делайте для себя выводы какие же вам подойдут больше для ваших нужд. Я решил что 7.2 мне хватит за глаза)
2) Я купил двигатель без навесного, 103 двигатель, это 1.5 16 V с шатунно поршневой группой от 124 двигателя, тобишь 1.6 16 V и с проточенными каналами.
3) Если у вас нет коробки, то можно поставить ее от вашего родного 8 клапанного мотора.
Есть два варианта развития событий:
а) Да, коробка без проблем встанет на двигатель 1.5 16V с восьмерочным маховиком и сцеплением.
б) Да, коробку можно воткнуть и с десяточным маховиком и сцеплением с небольшими переделками.
Так как маховик десятки больше в диаметре, то внутри колокола коробки он будет задевать за выступы. Их можно спилить чем угодно и десятый маховик и сцепление залезут как родной. Но тут есть нюанс, если ставить десятый маховик, то зубчики возможно у него буду отличаться от зубчиков вашего восьмого маховика и тем самым стартер просто не полезет. Не стоит бежать в магазин за новым стартером, стоит лишь поменять бендикс на стартере под 10й маховик.
а) Кто то говорил, да нихера твои мозги не пойдут, надо 5.1, они старее и как раз под твой двиг (у меня 1.5 16V если кто не в курсе есчо :-)), январь 7.2 заточен под новые движки (1.6 16V двенашка или от природы) и на твоем не заведется движок — вранье!
б) Один говорил, мозги пойдут, но машина на 8клапанной прошивке не заведется даже, а если и заведется, будет вся троить — вранье!,
Машина мало того что заводится на 8 клапанной проше, так и не плохо едет, мотор работает стабильно, правда обороты медленно сбрасывает.
в) Кто то говорил, мозги пойдут, но косу надо искать от января 7.2 под 16 клапанный двигатель, мол коса другая на 8клапчике, много разьемов под датчики не хватает — вранье!
Коса моя восьмерочная подошла идеально, пришлось лишь только удлинить пару датчиков. А именно нужно удлинить:
Датчик детонации (Чтобы дотянуть до нового места модуля зажигания, либо колхозить наверх, позже о данном датчике поподробнее.), датчик фаз, датчик рампы форсунок и датчик скорости. Что то можно и не удлинять, банально хватает расплести косу и переложить провода по другому, все зависит от вашей фантазии.
И так, переходим к косе. На 8 клапанной косе штекер под модуль зажигания 3х пиновый, а на 16й косе разъем 4х пиновый. Так вот, если коса у вас восьмая, то все просто, ставите модуль зажигания от 8 клапанного двигателя, надеюсь вы свой двигатель продали без него?) Если нет, идите покупайте его, либо в интернете есть схемы как добавить 4й провод в родную 8ю косу и подключить модуль зажигания от 16 клапанного двигателя. Я приколхозил 8й модуль сверху, на место где был родной 4х пиновый и удлинять провод не пришлось, если модуль переносить вниз, то провод придется удлинить. Вот так вот пирожки)