Сколько было экранизаций мастера и маргариты

Сколько было экранизаций мастера и маргариты

С экранизациями романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова всегда было много необъяснимого. Многие именитые режиссёры хотели снять фильм по книге (Рязанов, Климов, Наумов, Быков, Таланкин,), но что-то мешало. К примеру, Наумов говорил, что ему во сне явилась жена Булгакова и сказала, что экранизация не состоится

Тем не менее, пять фильмов по роману всё же увидели свет. Первую попытку предпринял польский режиссёр Анджей Вайда, который в 1972 году снял фильм "Пилат и другие"

Правда экранизацией это можно назвать с натяжкой — в фильм вошла только линия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. С поправкой, что все события перенесены в современность. В Польше фильм в те времена показывать не стали. Премьера прошла в Германии 29 марта 1972 года в канун Пасхи, под названием "Фильм на Страстную пятницу"

В том же 1972 году режиссёр Александр Петрович снял более полную киноверсию романа, получившую приз МКФ в Венеции

Тем не менее, это тоже не экранизация, различия с романом довольно существенны. Мастер в нём не писатель, а драматург, поставивший пьесу "Понтий Пилат" и вся библейская линия — отрывки из этого спектакля, а московская — суета вокруг скандальной постановки

В 1989 году ещё один поляк Мацей Войтышко предпринял попытку сделать более полную версию фильма по бессмертному роману

Здесь уже в сценарии обошлись более бережно к тексту романа. Но многосерийный фильм (а есть две его версии, польская 8-серийная, и российская 4-серийная) довольно слаб в техническом плане, но с очень хорошими актёрскими работами

В 1994 году была реализована первая отечественная экранизация романа. Режиссёр Юрий Кара снял свою версию "Мастера и Маргариты"

Вот только из за разногласий режиссёра и продюсеров зрители фильм смогли увидеть только в 2011 году. При этом, изначально 200-минутный фильм был сокращён до двух часов

Полную режиссёрскую версию фильма найти можно, вот только качество её оставляет желать лучшего

В фильме задействован блестящий актёрский ансамбль. Но проблемы с техническим воплощением булгаковского духа всё также оставляют желать лучшего

Нельзя не упомянуть ещё один фильм, который снят по мотивам другого произведения Булгакова — "Роковые яйца" Сергея Ломкина. В этом фильме некоторые сюжетные линии пересекаются с "Мастером и Маргаритой". И в нём присутствует Воланд со свитой

Последней, на сегодняшний день экранизацией романа является 10-серийный телесериал Владимира Бортко, увидевший свет в 2005 году

В нём задействован не менее звёздный актёрский состав

Основной задачей режиссёра было сделать максимально полную и адекватную версию романа

Сериал вызвал ряд неоднозначных мнений — от полного восторга до полной неприязни

Хотя в том же 2005 году был снят ещё один фильм по роману — венгерский режиссёр Ибойя Фекете сделал короткометражку по мотивами "Мастера и Маргариты". Но, скажу честно, я её не видел. И есть ещё один пропавший фильм — в конце 80-х Ольгой Козновой был снят телефильм "Мастер", в котором Мастера играл Олег Борисов, а Волонда Юрий Яковлев. Вот только следов этого телефильма я так и не смог обнаружить

Ну и в конце, судя по тому, что Фонд Кино поддержал проект съёмки ещё одного фильма по роману Мастера, скоро нас ждёт ещё одна версия фильма, режиссёром которой выступит Николай Лебедев. Фильм намечается полнометражный, но судя по практике съёмок последних лет, не удивлюсь, если будет 2 версии картины — полнометражная для кинотеатров и расширенная многосерийная для телевидения

Использованы кадры из фильмов

"Пилат и другие", реж. Анджей Вайда, 1972 год
"Мастер и Маргарита", реж. Александр Петрович, 1972 год
"Мастер и Маргарита", реж. Мацей Войтышко, 1989 год
"Мастер и Маргарита", реж. Юрий Кара, 1994 год
"Роковые яйца", реж. Сергей Ломкин, 1995 год
"Мастер и Маргарита", реж. Владимир Бортко, 2005 год

Экранизация самого мистического романа 20 века — "Мастер и Маргарита", пролежавшая 17 лет на полке, выходит в широкий прокат в марте 2011 года.

Известный роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" впервые был опубликован в 1966 году в сокращенном журнальном варианте, полноценная же версия романа появилась в 1990 году и тех пор это самое популярное произведение в истории русской литературы ХХ века. Роман экранизировался не один раз.

Читайте также:  Как поменять тормозную жидкость в сцеплении

Первая экранизация "Мастера и Маргариты" принадлежит известному польскому режиссеру Анджею Вайде, который в 1971 году снял фильм под названием "Пилат и другие". В фильме Вайды присутствует только линия Пилата и Иешуа Га Ноцри, перенесенная в современность.

В 1972 году появилась итало-югославская экранизация режиссера Александра Петровича, снятая по сокращенной версии романа, напечатанной в 1966 году в журнале "Москва". В фильме снимались актеры Ален Кюни, Люба Тадич, Уго Тоньяцци, Мимси Фармер.

В 1980-х годах экранизировать роман Булгакова намеревался Роман Полански для киностудии Warner Bros., однако проект был свернут по коммерческим соображениям.

В 1988 году польский режиссер Мачек Войтышко снял восьмисерийный телесериал по роману.

Известно, что многие российские режиссеры не раз пытались экранизировать "Мастера и Маргариту", однако это долгое время никому не удавалось. Поставить "Мастера и Маргариту" в свое время хотели Ролан Быков, Игорь Таланкин, Геннадий Полока, Эльдар Рязанов, замысел снять "Мастера и Маргариту" был и у Владимира Наумова.

В 1987 году роман пытался экранизировать Элем Климов. Проект фильма, в котором хотел поучаствовать и Голливуд, даже был включен в план Госкино, но по финансовым и юридическим причинам этого так и не произошло.

В это же время режиссеру Владимиру Бортко, выпустившему в прокат фильм "Собачье сердце", предложили снять "Мастера и Маргариту" для центрального телевидения, однако тогда Бортко отказался.

Довести работу до конца удалось российскому режиссеру Юрию Каре в 1994 году.

Над этим фильмом работал по настоящему звездный состав. В ленте Юрия Кары задействованы такие известные актеры, как Валентин Гафт в роли Воланда, Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата, Александр Филиппенко в роли Коровьева, Владимир Стеклов в роли Азазелло. Сергей Гармаш сыграл Бездомного, Игорь Кваша — доктора Стравинского, Спартак Мишулин — Арчибальда Арчибальдовича, Вячеслав Шалевич — Каифу, Наталья Крачковская — даму в Грибоедове, Николай Бурляев — Иешуа, Александра Захарова — Геллу. Главных героев сыграли Виктор Раков и Анастасия Вертинская. В фильме звучит музыка Альфреда Шнитке.
Однако фильм так и не был показан общественности. Картина Юрия Кары, снятая с бюджетом в 15 млн долларов и превосходно подобранной актерской командой, так и осталась на полке. Многие из тех, кто участвовал в съемках, даже не видели результатов своей работы до 2005 года, а некоторые актеры, среди них Михаил Ульянов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Спартак Мишулин, не дожили до выхода картины на экран. Ушли из жизни и Альфред Шнитке — автор музыки к фильму, оператор картины Евгений Гребнев, художник-постановщик Юрий Устинов.

Все это время длился судебный процесс между продюсерами фильма, его создателями, а также наследниками творчества Михаила Булгакова.

Еще во время работы над картиной возникли конфликты между спонсорами и режиссером Юрием Карой, а в 1995 году президент компании спонсора "ТАМП" Владимир Скорый запретил выпускать в фильм в прокат, потребовав его доработки — сокращения 200 минутного фильма до 80 минутного варианта. Судебная тяжба продолжалась до 1999 года, верх в ней одержали продюсеры.

Пока режиссер и продюсер выясняли отношения, появилась еще одна фигура, повлиявшая на выход картины. Сергей Шиловский, внук жены Булгакова (своих детей у Елены Шиловской и Михаила Булгакова не было), оформил у нотариуса в 1993 году права на роман "Мастер и Маргарита". Он потребовал от продюсера свою долю, но тот усомнился в справедливости претензий. Пока решалась коллизия, на прокат ленты был наложен запрет.

Фильм был показан лишь в 2006 году в рамках 28-го Московского кинофестиваля и в 2008 году на Пятом юбилейном международном кинофестивале стран СНГ и Прибалтики "Новое кино. XXI век".

Читайте также:  Автомобильная антенна bosch подключение

В 2005 году телеканал "Россия" показал 10-серийный телефильм Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". Впервые режиссер начал снимать фильм в 2000 году, однако был вынужден отказаться от проекта после того, как потомки Булгакова продали права в США. Работа над фильмом возобновилась после того, как государственный телевизионный канал "Россия" выкупил права у наследника. В марте 2004 года он возобновил работу над телефильмом "Мастер и Маргарита" по заказу РТР.

Съемки продолжались 9 месяцев. В фильме задействованы более 50-ти персонажей, в нем снялись актеры нескольких поколений. Роль Берлиоза сыграл Александр Адабашьян, Воланда в сериале Владимира Бортко играет Олег Басилашвили, Пилата — Кирилл Лавров, Коровьева — Александр Абдулов. В главных ролях снялись Анна Ковальчук — Маргарита и питерский актер Александр Галибин в роли Мастера.

19 декабря 2005 года на телеканале "Россия" состоялась премьера телесериала.

В 2008 году стало известно о планах Голливуда экранизировать произведение Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Снимать фильм планировала компания Stone Village Pictures продюсера Скотта Стейндорфа. На главные роли продюсеры предполагали пригласить Аль Пачино (Воланд), Ральфа Файнса (Мастер), Дени Де Вито (Бегемот), Джона Малковича (Пилат), Мэтта Дэймона (Бездомный), Николаса Кейджа (Иешуа).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мессир не любит экранизаций

«Этот роман еще принесет вам сюрпризы», – не зря предупреждал в романе Воланд. Прошло сорок лет после выхода в свет «Мастера и Маргариты» в знаменитом журнальном варианте, но интерес к книге не угасает.

Сериал Владимира Бортко, показ которого начался на РТР, – еще одно тому подтверждение. «Мастеру и Маргарите», однако, повезло все же куда больше, чем произведениям, вдохновившим Булгакова, – пьесе Сергея Чевкина «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины» или повести Александра Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». До них у наших кинематографистов руки и вовсе не дошли.

Задолго до скандально известного Юрия Кары экранизировать «Мастера и Маргариту» мечтал практически каждый уважающий себя кинематографист. Аскольдов, Тарковский, Таланкин, Быков, Данелия, Полока, Гайдай, Рязанов, Наумов.

Мессир не любит света

Первый подал сценарную заявку Игорь Таланкин. Но вскоре отказался. Режиссер, тесно общавшийся с Еленой Сергеевной Булгаковой, понял, что нереально снимать подобное кино в тоталитарном государстве: – Это литература, а не кино. Как, к примеру, можно было сделать огромного кота?! Все это было бы безумно пошло.

А в конце шестидесятых Светлане Дружининой удалось снять во ВГИКе 15-минутный фильм по одному из сюжетов романа. Это сцена, когда буфетчик (Николай Парфенов) приходит к Воланду (Эммануилу Геллеру) обменять фантики на деньги. Азазелло играл режиссер Артур Пелешян.

Самой Дружининой запомнилась неразбериха, царившая на площадке. Обязательный Пелешян перед съемками куда-то исчезал. Пропадали и другие актеры.

А обнаженную Геллу в фартуке играли у Дружининой три актрисы.

Сначала – Вика Федорова, затем Алена Кан, потом одна натурщица. Причем все исполнительницы серьезно болели. И все они впоследствии эмигрировали за границу. Но даже киноведы не помнят эту картину – потому что у нее странная судьба. Фильм показали всего один раз. Причем она очень понравилась Геннадию Шпаликову, в то время председателю комиссии. А затем обе копии – и вгиковская, и режиссерская – куда-то испарились.

В начале семидесятых Виталий Фетисов снял во ВГИКе уже получасовой фильм по роману. В сцене пробуждения Степу Лиходеева играл Олег Табаков. Коровьева – Глеб Стриженов. Говорят, что во время съемок тоже происходили всякие странности. Например, когда киношники проходили мимо фонарей – те гасли. И все вспоминали сразу, что «мессир не любит электрического света».

Грянула перестройка, и «добро» на картину у Госкино выбил Элем Климов, ставший к тому времени первым секретарем Союза кинематографистов. Дорогущий проект широко рекламировался в печати. У него, как известно, ничего не получилось – некоторые наивно связывали это с тем, что его «обошел» вдруг Юрий Кара, ставший известным после не самого удачного фильма «Воры в законе». Другие считали, что просто Климов вовремя одумался и понял, что не потянет.

Читайте также:  Лада веста задние сидения как складываются

Мессир не любит мультики!

Поначалу планировалось, что картина будет сниматься на Ялтинской студии. Древний Ершалаим построили в Судаке. Но… Вдруг в октябре выпал снег. Раз.

Заболел оператор. Два. Начались перебои с пленкой. И тогда продюсер Владимир Скорый из фирмы «ТАМП» оплатил съемки библейских сцен в Израиле. Причем финальная сцена фильма снималась в самой низкой точке земли – 400 метров ниже уровня моря.

Не обошлось без ЧП. Так, на старом Арбате когда снимался ночной полет Маргариты, неожиданно вспыхнул лихтваген и сгорел дотла. Во время озвучки пленка рвалась, как бумага.

Но главная «коровьевская» шутка была впереди. Как вы знаете, фильм стал невидимкой. Его никто не видел. Почти. За исключением VIP-персон и нескольких актеров (Гафта, Абдулова и др.), которым, по слухам, он жутко не понравился. Причем показывали им сокращенную двухчасовую версию – к возмущению Кары. Онто снял для нас почти «Титаник» – на 3 часа 20 минут. Эх, не зря многоопытный председатель Госкино Филипп Ермаш сказал в свое время Климову: «Эта картина не увидит свет до конца века. »

Еще одно подтверждение этому – анимационный полнометражный проект по «Мастеру». Его очень рекламировали Владимир Грамматиков и Дмитрий Наумов. Сценарий – Аркадия Арканова. Музыка – мощный симфоджаз Владимира Давиденко. Стихи Юрия Ряшенцева. Иллюзионистские трюки Рафаэля Циталашвили. Как и положено, после бурных презентаций этот проект тихо почил в бозе. Не иначе как Воланд опять смухлевал.

Забугорные фантомы

Лет десять назад свою версию романа намеревался воплотить и Роман Полански. Говорят, он тормознулся, когда понял, что не осилить сложную технологию (бюджет фильма подтянулся к 27 миллионам долларов). По другой версии – поляк не захотел идти ноздря в ноздрю с Климовым, который тогда проводил шумный промоушн своего проекта в США.

А вот Анджея Вайду смета не остановила. Еще в 71-м году он снял для немецкого телевидения «Пилат и другие» с Даниэлем Ольбрыхским. Правда, разработал там только одну библейскую линию. И перенес действие в современную Германию – но совсем не сытую. Грязные задворки, клошары, бомжи – они же пилаты, афрании и иуды.

Вот решение классика. Имеет право… Югослав Александр Петрович в 72-м экранизировал роман с Уго Тоньяцци, Милен Фармер и Аленом Кюни в роли Воланда. Картина получилась очень ангажированной – политика перевесила искусство. Диссидентство – духовный поиск.

А в 88-м польский режиссер Мачей Войтышко поставил ТВ-сериал. В 95-м его показали и у нас. Он очень обстоятельный и… скучный. Автор подробно анализирует борьбу добра и зла. Чувствуется знание текста, но актеры – как типажи. В результате – мертвая олеография. Вместо сатиры – легкая ирония. А вот библейские сцены сняты более мощно. Во многом благодаря харизме Збигнева Запасевича, который сыграл пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата…

Думал на тему «Мастера» и сам Федерико Феллини. Причем его интересовали только библейские сцены. Он искал русского режиссера для «московских» эпизодов. Им вполне мог стать Элем Климов, которого разыскал продюсер Феллини. Но проект сгинул в коридорах Госкино.

Режиссер-перфекционист

Владимир Бортко из Питера, знакомый нам по фильмам «Мой папа идеалист», «Собачье сердце», телесериалу «Бандитский Петербург», «Идиот», сначала хотел снимать на «Ленфильме» сериал под шифровкой «Визит дьявола» – как историю конфликта между Воландом и неким «бессонным учреждением». Предполагалось закончить картину к 26 декабря 2002 года. Причем режиссер подчеркивал: «Мы хотим избежать стереотипного «сериального» восприятия».

Работа, как видите, несколько затянулась. Насколько она удалась – судить вам. Кстати, реклама угрожает, что единственный шанс посмотреть фильм – по РТР. Киноверсии не предполагается.

// Наталья Боброва, Вечерняя Москва

Ссылка на основную публикацию

Сколько было экранизаций мастера и маргариты

С экранизациями романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова всегда было много необъяснимого. Многие именитые режиссёры хотели снять фильм по книге (Рязанов, Климов, Наумов, Быков, Таланкин,), но что-то мешало. К примеру, Наумов говорил, что ему во сне явилась жена Булгакова и сказала, что экранизация не состоится

Тем не менее, пять фильмов по роману всё же увидели свет. Первую попытку предпринял польский режиссёр Анджей Вайда, который в 1972 году снял фильм "Пилат и другие"

Правда экранизацией это можно назвать с натяжкой — в фильм вошла только линия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. С поправкой, что все события перенесены в современность. В Польше фильм в те времена показывать не стали. Премьера прошла в Германии 29 марта 1972 года в канун Пасхи, под названием "Фильм на Страстную пятницу"

В том же 1972 году режиссёр Александр Петрович снял более полную киноверсию романа, получившую приз МКФ в Венеции

Тем не менее, это тоже не экранизация, различия с романом довольно существенны. Мастер в нём не писатель, а драматург, поставивший пьесу "Понтий Пилат" и вся библейская линия — отрывки из этого спектакля, а московская — суета вокруг скандальной постановки

В 1989 году ещё один поляк Мацей Войтышко предпринял попытку сделать более полную версию фильма по бессмертному роману

Здесь уже в сценарии обошлись более бережно к тексту романа. Но многосерийный фильм (а есть две его версии, польская 8-серийная, и российская 4-серийная) довольно слаб в техническом плане, но с очень хорошими актёрскими работами

В 1994 году была реализована первая отечественная экранизация романа. Режиссёр Юрий Кара снял свою версию "Мастера и Маргариты"

Вот только из за разногласий режиссёра и продюсеров зрители фильм смогли увидеть только в 2011 году. При этом, изначально 200-минутный фильм был сокращён до двух часов

Полную режиссёрскую версию фильма найти можно, вот только качество её оставляет желать лучшего

В фильме задействован блестящий актёрский ансамбль. Но проблемы с техническим воплощением булгаковского духа всё также оставляют желать лучшего

Нельзя не упомянуть ещё один фильм, который снят по мотивам другого произведения Булгакова — "Роковые яйца" Сергея Ломкина. В этом фильме некоторые сюжетные линии пересекаются с "Мастером и Маргаритой". И в нём присутствует Воланд со свитой

Последней, на сегодняшний день экранизацией романа является 10-серийный телесериал Владимира Бортко, увидевший свет в 2005 году

В нём задействован не менее звёздный актёрский состав

Основной задачей режиссёра было сделать максимально полную и адекватную версию романа

Сериал вызвал ряд неоднозначных мнений — от полного восторга до полной неприязни

Хотя в том же 2005 году был снят ещё один фильм по роману — венгерский режиссёр Ибойя Фекете сделал короткометражку по мотивами "Мастера и Маргариты". Но, скажу честно, я её не видел. И есть ещё один пропавший фильм — в конце 80-х Ольгой Козновой был снят телефильм "Мастер", в котором Мастера играл Олег Борисов, а Волонда Юрий Яковлев. Вот только следов этого телефильма я так и не смог обнаружить

Ну и в конце, судя по тому, что Фонд Кино поддержал проект съёмки ещё одного фильма по роману Мастера, скоро нас ждёт ещё одна версия фильма, режиссёром которой выступит Николай Лебедев. Фильм намечается полнометражный, но судя по практике съёмок последних лет, не удивлюсь, если будет 2 версии картины — полнометражная для кинотеатров и расширенная многосерийная для телевидения

Использованы кадры из фильмов

"Пилат и другие", реж. Анджей Вайда, 1972 год
"Мастер и Маргарита", реж. Александр Петрович, 1972 год
"Мастер и Маргарита", реж. Мацей Войтышко, 1989 год
"Мастер и Маргарита", реж. Юрий Кара, 1994 год
"Роковые яйца", реж. Сергей Ломкин, 1995 год
"Мастер и Маргарита", реж. Владимир Бортко, 2005 год

Экранизация самого мистического романа 20 века — "Мастер и Маргарита", пролежавшая 17 лет на полке, выходит в широкий прокат в марте 2011 года.

Известный роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" впервые был опубликован в 1966 году в сокращенном журнальном варианте, полноценная же версия романа появилась в 1990 году и тех пор это самое популярное произведение в истории русской литературы ХХ века. Роман экранизировался не один раз.

Читайте также:  Самодельные проставки под пружины

Первая экранизация "Мастера и Маргариты" принадлежит известному польскому режиссеру Анджею Вайде, который в 1971 году снял фильм под названием "Пилат и другие". В фильме Вайды присутствует только линия Пилата и Иешуа Га Ноцри, перенесенная в современность.

В 1972 году появилась итало-югославская экранизация режиссера Александра Петровича, снятая по сокращенной версии романа, напечатанной в 1966 году в журнале "Москва". В фильме снимались актеры Ален Кюни, Люба Тадич, Уго Тоньяцци, Мимси Фармер.

В 1980-х годах экранизировать роман Булгакова намеревался Роман Полански для киностудии Warner Bros., однако проект был свернут по коммерческим соображениям.

В 1988 году польский режиссер Мачек Войтышко снял восьмисерийный телесериал по роману.

Известно, что многие российские режиссеры не раз пытались экранизировать "Мастера и Маргариту", однако это долгое время никому не удавалось. Поставить "Мастера и Маргариту" в свое время хотели Ролан Быков, Игорь Таланкин, Геннадий Полока, Эльдар Рязанов, замысел снять "Мастера и Маргариту" был и у Владимира Наумова.

В 1987 году роман пытался экранизировать Элем Климов. Проект фильма, в котором хотел поучаствовать и Голливуд, даже был включен в план Госкино, но по финансовым и юридическим причинам этого так и не произошло.

В это же время режиссеру Владимиру Бортко, выпустившему в прокат фильм "Собачье сердце", предложили снять "Мастера и Маргариту" для центрального телевидения, однако тогда Бортко отказался.

Довести работу до конца удалось российскому режиссеру Юрию Каре в 1994 году.

Над этим фильмом работал по настоящему звездный состав. В ленте Юрия Кары задействованы такие известные актеры, как Валентин Гафт в роли Воланда, Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата, Александр Филиппенко в роли Коровьева, Владимир Стеклов в роли Азазелло. Сергей Гармаш сыграл Бездомного, Игорь Кваша — доктора Стравинского, Спартак Мишулин — Арчибальда Арчибальдовича, Вячеслав Шалевич — Каифу, Наталья Крачковская — даму в Грибоедове, Николай Бурляев — Иешуа, Александра Захарова — Геллу. Главных героев сыграли Виктор Раков и Анастасия Вертинская. В фильме звучит музыка Альфреда Шнитке.
Однако фильм так и не был показан общественности. Картина Юрия Кары, снятая с бюджетом в 15 млн долларов и превосходно подобранной актерской командой, так и осталась на полке. Многие из тех, кто участвовал в съемках, даже не видели результатов своей работы до 2005 года, а некоторые актеры, среди них Михаил Ульянов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Спартак Мишулин, не дожили до выхода картины на экран. Ушли из жизни и Альфред Шнитке — автор музыки к фильму, оператор картины Евгений Гребнев, художник-постановщик Юрий Устинов.

Все это время длился судебный процесс между продюсерами фильма, его создателями, а также наследниками творчества Михаила Булгакова.

Еще во время работы над картиной возникли конфликты между спонсорами и режиссером Юрием Карой, а в 1995 году президент компании спонсора "ТАМП" Владимир Скорый запретил выпускать в фильм в прокат, потребовав его доработки — сокращения 200 минутного фильма до 80 минутного варианта. Судебная тяжба продолжалась до 1999 года, верх в ней одержали продюсеры.

Пока режиссер и продюсер выясняли отношения, появилась еще одна фигура, повлиявшая на выход картины. Сергей Шиловский, внук жены Булгакова (своих детей у Елены Шиловской и Михаила Булгакова не было), оформил у нотариуса в 1993 году права на роман "Мастер и Маргарита". Он потребовал от продюсера свою долю, но тот усомнился в справедливости претензий. Пока решалась коллизия, на прокат ленты был наложен запрет.

Фильм был показан лишь в 2006 году в рамках 28-го Московского кинофестиваля и в 2008 году на Пятом юбилейном международном кинофестивале стран СНГ и Прибалтики "Новое кино. XXI век".

Читайте также:  Снятие плафона освещения салона солярис

В 2005 году телеканал "Россия" показал 10-серийный телефильм Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". Впервые режиссер начал снимать фильм в 2000 году, однако был вынужден отказаться от проекта после того, как потомки Булгакова продали права в США. Работа над фильмом возобновилась после того, как государственный телевизионный канал "Россия" выкупил права у наследника. В марте 2004 года он возобновил работу над телефильмом "Мастер и Маргарита" по заказу РТР.

Съемки продолжались 9 месяцев. В фильме задействованы более 50-ти персонажей, в нем снялись актеры нескольких поколений. Роль Берлиоза сыграл Александр Адабашьян, Воланда в сериале Владимира Бортко играет Олег Басилашвили, Пилата — Кирилл Лавров, Коровьева — Александр Абдулов. В главных ролях снялись Анна Ковальчук — Маргарита и питерский актер Александр Галибин в роли Мастера.

19 декабря 2005 года на телеканале "Россия" состоялась премьера телесериала.

В 2008 году стало известно о планах Голливуда экранизировать произведение Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Снимать фильм планировала компания Stone Village Pictures продюсера Скотта Стейндорфа. На главные роли продюсеры предполагали пригласить Аль Пачино (Воланд), Ральфа Файнса (Мастер), Дени Де Вито (Бегемот), Джона Малковича (Пилат), Мэтта Дэймона (Бездомный), Николаса Кейджа (Иешуа).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мессир не любит экранизаций

«Этот роман еще принесет вам сюрпризы», – не зря предупреждал в романе Воланд. Прошло сорок лет после выхода в свет «Мастера и Маргариты» в знаменитом журнальном варианте, но интерес к книге не угасает.

Сериал Владимира Бортко, показ которого начался на РТР, – еще одно тому подтверждение. «Мастеру и Маргарите», однако, повезло все же куда больше, чем произведениям, вдохновившим Булгакова, – пьесе Сергея Чевкина «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины» или повести Александра Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». До них у наших кинематографистов руки и вовсе не дошли.

Задолго до скандально известного Юрия Кары экранизировать «Мастера и Маргариту» мечтал практически каждый уважающий себя кинематографист. Аскольдов, Тарковский, Таланкин, Быков, Данелия, Полока, Гайдай, Рязанов, Наумов.

Мессир не любит света

Первый подал сценарную заявку Игорь Таланкин. Но вскоре отказался. Режиссер, тесно общавшийся с Еленой Сергеевной Булгаковой, понял, что нереально снимать подобное кино в тоталитарном государстве: – Это литература, а не кино. Как, к примеру, можно было сделать огромного кота?! Все это было бы безумно пошло.

А в конце шестидесятых Светлане Дружининой удалось снять во ВГИКе 15-минутный фильм по одному из сюжетов романа. Это сцена, когда буфетчик (Николай Парфенов) приходит к Воланду (Эммануилу Геллеру) обменять фантики на деньги. Азазелло играл режиссер Артур Пелешян.

Самой Дружининой запомнилась неразбериха, царившая на площадке. Обязательный Пелешян перед съемками куда-то исчезал. Пропадали и другие актеры.

А обнаженную Геллу в фартуке играли у Дружининой три актрисы.

Сначала – Вика Федорова, затем Алена Кан, потом одна натурщица. Причем все исполнительницы серьезно болели. И все они впоследствии эмигрировали за границу. Но даже киноведы не помнят эту картину – потому что у нее странная судьба. Фильм показали всего один раз. Причем она очень понравилась Геннадию Шпаликову, в то время председателю комиссии. А затем обе копии – и вгиковская, и режиссерская – куда-то испарились.

В начале семидесятых Виталий Фетисов снял во ВГИКе уже получасовой фильм по роману. В сцене пробуждения Степу Лиходеева играл Олег Табаков. Коровьева – Глеб Стриженов. Говорят, что во время съемок тоже происходили всякие странности. Например, когда киношники проходили мимо фонарей – те гасли. И все вспоминали сразу, что «мессир не любит электрического света».

Грянула перестройка, и «добро» на картину у Госкино выбил Элем Климов, ставший к тому времени первым секретарем Союза кинематографистов. Дорогущий проект широко рекламировался в печати. У него, как известно, ничего не получилось – некоторые наивно связывали это с тем, что его «обошел» вдруг Юрий Кара, ставший известным после не самого удачного фильма «Воры в законе». Другие считали, что просто Климов вовремя одумался и понял, что не потянет.

Читайте также:  Задний стабилизатор камаз 5490

Мессир не любит мультики!

Поначалу планировалось, что картина будет сниматься на Ялтинской студии. Древний Ершалаим построили в Судаке. Но… Вдруг в октябре выпал снег. Раз.

Заболел оператор. Два. Начались перебои с пленкой. И тогда продюсер Владимир Скорый из фирмы «ТАМП» оплатил съемки библейских сцен в Израиле. Причем финальная сцена фильма снималась в самой низкой точке земли – 400 метров ниже уровня моря.

Не обошлось без ЧП. Так, на старом Арбате когда снимался ночной полет Маргариты, неожиданно вспыхнул лихтваген и сгорел дотла. Во время озвучки пленка рвалась, как бумага.

Но главная «коровьевская» шутка была впереди. Как вы знаете, фильм стал невидимкой. Его никто не видел. Почти. За исключением VIP-персон и нескольких актеров (Гафта, Абдулова и др.), которым, по слухам, он жутко не понравился. Причем показывали им сокращенную двухчасовую версию – к возмущению Кары. Онто снял для нас почти «Титаник» – на 3 часа 20 минут. Эх, не зря многоопытный председатель Госкино Филипп Ермаш сказал в свое время Климову: «Эта картина не увидит свет до конца века. »

Еще одно подтверждение этому – анимационный полнометражный проект по «Мастеру». Его очень рекламировали Владимир Грамматиков и Дмитрий Наумов. Сценарий – Аркадия Арканова. Музыка – мощный симфоджаз Владимира Давиденко. Стихи Юрия Ряшенцева. Иллюзионистские трюки Рафаэля Циталашвили. Как и положено, после бурных презентаций этот проект тихо почил в бозе. Не иначе как Воланд опять смухлевал.

Забугорные фантомы

Лет десять назад свою версию романа намеревался воплотить и Роман Полански. Говорят, он тормознулся, когда понял, что не осилить сложную технологию (бюджет фильма подтянулся к 27 миллионам долларов). По другой версии – поляк не захотел идти ноздря в ноздрю с Климовым, который тогда проводил шумный промоушн своего проекта в США.

А вот Анджея Вайду смета не остановила. Еще в 71-м году он снял для немецкого телевидения «Пилат и другие» с Даниэлем Ольбрыхским. Правда, разработал там только одну библейскую линию. И перенес действие в современную Германию – но совсем не сытую. Грязные задворки, клошары, бомжи – они же пилаты, афрании и иуды.

Вот решение классика. Имеет право… Югослав Александр Петрович в 72-м экранизировал роман с Уго Тоньяцци, Милен Фармер и Аленом Кюни в роли Воланда. Картина получилась очень ангажированной – политика перевесила искусство. Диссидентство – духовный поиск.

А в 88-м польский режиссер Мачей Войтышко поставил ТВ-сериал. В 95-м его показали и у нас. Он очень обстоятельный и… скучный. Автор подробно анализирует борьбу добра и зла. Чувствуется знание текста, но актеры – как типажи. В результате – мертвая олеография. Вместо сатиры – легкая ирония. А вот библейские сцены сняты более мощно. Во многом благодаря харизме Збигнева Запасевича, который сыграл пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата…

Думал на тему «Мастера» и сам Федерико Феллини. Причем его интересовали только библейские сцены. Он искал русского режиссера для «московских» эпизодов. Им вполне мог стать Элем Климов, которого разыскал продюсер Феллини. Но проект сгинул в коридорах Госкино.

Режиссер-перфекционист

Владимир Бортко из Питера, знакомый нам по фильмам «Мой папа идеалист», «Собачье сердце», телесериалу «Бандитский Петербург», «Идиот», сначала хотел снимать на «Ленфильме» сериал под шифровкой «Визит дьявола» – как историю конфликта между Воландом и неким «бессонным учреждением». Предполагалось закончить картину к 26 декабря 2002 года. Причем режиссер подчеркивал: «Мы хотим избежать стереотипного «сериального» восприятия».

Работа, как видите, несколько затянулась. Насколько она удалась – судить вам. Кстати, реклама угрожает, что единственный шанс посмотреть фильм – по РТР. Киноверсии не предполагается.

// Наталья Боброва, Вечерняя Москва

Ссылка на основную публикацию