Многие владельцы автомобилей сталкивались с ситуацией, когда с утра не могли завести машину. Причём с вечера все было нормально. Да и сам аккумулятор новый и в исправном состоянии. Причиной здесь может быть ток утечки аккумулятора. Это явление существует на любом автомобиле, но должно укладываться в определённую норму. Если норма тока утечки превышена, то аккумулятор во время стоянки будет разряжаться. В результате вы будете иметь проблемы с запуском двигателя. Пора разобраться из-за чего происходит ток утечки аккумулятора и как привести его к норме.
Причины возникновения тока утечки аккумуляторной батареи
Назначение аккумуляторной батареи заключается в том, чтобы обеспечивать пуск двигателя, и помощь генератору в обеспечении питанием потребителей бортовой сети, если последний не справляется с нагрузкой. Во время поездки АКБ подзаряжается от генератора и возмещает разряд. По идее на стоянке автомобильный аккумулятор не должен терять заряд, но существует ток утечки. Причём в современных авто, где есть множество электроники, ток утечки увеличивается и зачастую превышает норму.
- изношенная или некачественная проводка, изоляция;
- неправильное подключение электроники (звуковая система, телевизор и т. п.);
- грязные, окисленные контакты.
Важно понимать, что ток утечки автомобильного аккумулятора может приводить не только к разрядке аккумулятора, но и к возгоранию проводки. Разряженный аккумулятор – это само по себе неприятно, но если не привести ток утечки в норму, то последствия этого явления будут гораздо хуже.
Поэтому важно обнаружить причину тока утечки и устранить её. Как найти виновника этого явления?
Диагностика и норма тока утечки АКБ
Что потребуется при измерении тока утечки аккумулятора:
- мультиметр;
- рожковый ключ на 10;
- перчатки.
- для начала выключаете зажигание, вынимаете ключ из замка. Двери в машине закройте, а стекла откройте. При измерении будет отключаться и включаться АКБ. Поэтому может сработать центральный замок. Так, что на всякий случай оставьте доступ в салон;
- проверьте, чтобы были отключены все потребители тока (обратите внимание на лампочки под капотом, в багажнике, бардачке и т. п.);
- откройте капот и отключите от аккумулятора минусовую клемму;
- после этого мультиметр переводим в режим измерения тока и подключаем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом аккумулятора;
- включаем мультиметр и снимаем показания тока утечки.
Нормой тока утечки считаются значения от 15 до 70 мА. Для современного автомобиля вполне нормальные показатели.
Если в вашем случае ток утечки автомобильного аккумулятора значительно выше, то нужно искать причину этого. Как это сделать?
Подключаете мультиметр, как было сказано выше, и по очереди начинаете вынимать предохранители и реле. Это делается для поочерёдного размыкания цепей в бортовой сети. Когда показания тока утечки придут в норму, значит, вы нашли цепь с проблемным потребителем. Дальше уже нужно более подробно заниматься этим устройством (ремонт, замена).
Ниже можно посмотреть видео об измерении тока утечки автомобильного аккумулятора:
Дополнительная проверка
Может возникнуть ситуация, когда вы проверили ток утечки с извлечением предохранителей, но источник проблемы установить не удалось. Тогда нужно провести проверку мест, которые не защищены предохранителями. Это, к примеру, стартер и генератор. Ведь часто причиной разряда АКБ является некорректная работа генератора, который её просто не заряжает. О норме заряда аккумулятора автомобиля вы можете прочитать в статье по указанной ссылке.
- выключаем зажигание, вынимаем ключ из замка, гасим все потребители тока в авто;
- подключаем щупы мультиметра к АКБ (чёрный к минусу, красный к плюсу);
- переводим мультиметр в режим измерения напряжения;
- включаем и измеряем напряжение (на полностью заряженной батарее значение равно 12,6─12,9 вольт);
- затем заводим двигатель, включаем ближний свет фар, печку, обогрев заднего стекла;
- снова измеряем напряжение на АКБ (в идеале напряжение должно быть 12,8─13,4 вольт. Максимальное значение 14,3 вольт).
На видео показана проверка работы генератора автомобиля
О чём следует помнить?
При проведении профилактических работ с аккумулятором советуем проверять ток утечки автомобильного аккумулятора. На современном автомобиле нормой является значение 15─75 мА при выключенных потребителях бортовой сети.
Если значение тока утечки значительно превышает норму, то как минимум следует обратиться за консультацией к автомобильному электрику. Если у вас есть тестер и навыки обращения с ним, то проблемное устройство или неисправную проводку можно найти самостоятельно. Советуем также прочитать о том, как проверить емкость аккумулятора.
Аккумулятор питает автомобильную электрическую систему. Без него невозможна эксплуатация любого автомобиля, в том числе и под маркой Лифан. Именно он обеспечивает пуск двигателя, проворачивая стартер, который крутит другие детали мотора и навесного оборудования. Если после долгой стоянки автомобиль не заводится, то вероятно аккумулятор разрядился. Это проявляется следующим образом: слышен щелчок реле и стартер еле крутится. Но его оборотов не хватает для запуска двигателя.
Причиной разрядки аккумулятора может быть совершенный пустяк.
К примеру, забыли выключить габариты, фары или автомагнитолу.
Такую нагрузку без подзарядки даже новый аккумулятор выдержать долго не способен. Если вы уверены, что все выключали, а аккумулятор практически новый, но утром следующего дня не смоги завести автомобиль, то очень вероятно есть неисправности в системе электроснабжения автомобиля. Основная неполадка – наличие большой утечки тока.
Основные причины утечки тока
Как показывает практика, популярная причина разрядки аккумулятора – это невнимательное отношение владельца к своему транспортному средству. Прежде чем искать неисправности в электропроводке автомобиля, надо заглянуть под капот. Может быть, что аккумуляторная батарея выработала свой ресурс (замыкает аккумулятор) и её пора заменить новой. Наличие следов окисления на клеммах или токоведущие провода в плохом состоянии – все это может быть причиной утечки разряда.
Вторая основная причина – это забывчивость водителя.
Иногда он может забыть погасить фары или габаритные огни, или лампочку в салоне автомобиля. Если вышеперечисленные причины существовали, то не следует идти дальше и искать проблемы в электропроводке.
Какая утечка тока допустима в автомобиле Лифан?
На стоянке аккумулятор обеспечивает нормальную работу некоторых систем, при заглушено двигателе. К оборудованию, которое должно получать постоянно питание, относится:
- автомобильная сигнализация;
- электронный блок управления двигателем;
- электрические часы в салоне;
- память автомобильной магнитолы.
Поэтому современные аккумуляторы для автомобилей Лифан и других моделей рассчитаны на некоторое значение тока утечки. К примеру, часы потребляют примерно 1 мА, автомобильная сигнализация – 20 мА. Суммарное значение тока утечки, которое может выдержать исправный аккумулятор не превышает 50-80 мА. При такой утечке батарея в автомобиле может разряжаться месяцами. Но если оставить включенной одну лампочку, то потребление тока возрастает в десятки раз. Освещение в салоне Лифана потребляет примерно в 500-600 мА тока.
Измерить ток утечки можно самостоятельно. Если значение превышает допустимое, то следует искать причину утечки и как можно быстрее её устранить.
Как измерить своими силами?
Замер тока утечки можно провести с помощью прибора мультиметра. Переключаем его в режим измерения постоянного тока и выставляем предел измерения более 10 Ампер. Ещё со школы известно, то подсоединить амперметр следует в разрыв цени. Ни в коем случае не следует подключать измерительные щупы к клеммам аккумулятора. В итоге вы получите короткое замыкание и прибор может выйти из строя.
Для правильного измерения тока утечки выполните следующее:
- Выключите все оборудование, которое возможно.
- Снимите плюсовую клемму с аккумулятора.
- Один щуп прибора подключите к «+» аккумулятора, а второй – к снятому проводу.
- При правильном подключении на индикаторе будет значение тока, которое потребляет автомобиль.
Значения и параметры?
Если значение превышает 80 мА, то в автомобиле есть утечка. И её необходимо найти. Скорее всего это внештатное оборудование: навигатор, дополнительная подсветка салона, зарядка мобильного телефона или другой автомобильный гаджет. На потребление тока также сильно влияет непрофессиональная укладка проводки для дополнительного оборудования. Её изоляция может перетираться или плавиться, что приводит к короткому замыканию и разряжает аккумулятор.
Будьте внимательный к своему автомобилю, следите за состоянием аккумуляторных батарей и проводов. Пользуйтесь услугами проверенных специалистов, которые смогут профессионально установить дополнительное оборудование на ваш автомобиль.
Аналогичное видео
Если машина очень долго стоит на стоянке и не используется, то после того как водитель повернет ключ в замке зажигания, ничего не произойдет. В процессе может щелкать реле, возможно, оживет даже стартер. Но вращать коленчатый вал он если и будет, то недостаточно. Все это — симптомы разряда аккумуляторной батареи за то время, пока машина находилась на стоянке.
Существует норма утечки тока в автомобиле. Но когда АКБ разряжена, данные показатели значительно выше этих нормальных. Давайте рассмотрим, как можно обнаружить утечку тока и устранить эту неисправность.
Почему садится аккумулятор?
Во время длительной стоянки заряд не должен уходить, однако нужно также учитывать токи утечки. Особенно быстро разряжается батарея в современных авто. Здесь в сеть включено немалое количество различных электронных устройств и гаджетов.
Допустимые нормы потребление тока аккумуляторной батареи
В современных машинах есть определенное количество потребителей электрической энергии на постоянной основе. Это могут быть часы, память ЭБУ, иммобилайзеры, сигнализации и другое подобное оборудование. Они подключены к сети и потребляют электричество. Причем постоянно.
Для примера возьмем энергозависимую память ЭБУ. Если ее стереть, блок начнет процесс переобучения и будет снова запомнить все текущие установки. Охранные системы начинают работать только тогда, когда машина стоит на стоянке. Из этого можно сделать вывод, что небольшое потребление электрической энергии – это нормальная ситуация.
Но есть норма утечки тока в автомобиле. Эта норма представляет собой некую постоянную величину – ее можно высчитать. Нужно просуммировать потребление каждого потребителя в бортовой сети. Например, сигнализация требует не более 20 мА. Для работы часов нужно 1 мА. Аудиосистема потребляет около 3 мА и так далее. В сумме общая цифра будет находится в диапазоне от 50 до 80 мА. Это совсем немного. Даже одна лампа в фаре, которую забыли выключить, потребляет от 500 мА. А норма утечки тока в автомобиле в 50 А не сможет стать причиной полного разряда АКБ даже зимой.
Определить, какой имеется объем потребления, можно при помощи мультиметра. И если в процессе замеров уровень потребления выше допустимого, значит. в бортовой сети существует неполадка. Ее необходимо найти и устранить.
Определяем, куда пропадает ток самостоятельно
Как известно, главных причин, из-за которых сильно разряжаются аккумуляторные батареи, всего две. Это дополнительные потребители или короткое замыкание в сети. Итак, давайте посмотрим, как замерить утечку тока в автомобиле мультиметром.
Как подключить мультиметр
Прежде чем начать поиск утечки тока в автомобиле, нужно правильно подключить прибор к бортовой сети. Что касается потребителей электричества от аккумулятора, их лучше по возможности отключить. Для проведения измерений амперметр включают в разрыв цепи. Чтобы получить такой разрыв, с плюсовой клеммы АКБ снимают провод. Затем подключают один контакт амперметра к плюсу аккумулятора. А второй – к только что снятому проводу.
Как найти утечку
Как мы знаем, одна из основных причин, по которым возникает данная проблема, это какой-либо электронный прибор из дополнительного либо нештатного оборудования. В современных автомобилях с каждым годом таких узлов становится все больше. Начинать поиски необходимо с тех приборов и устройств, которые установлены самостоятельно, то есть нештатно. Это могут быть различные вентиляторы, сигнализации, да что угодно.
Также шнуры трутся о края металлических деталей (особенно в местах соприкосновения дверей автомобиля). Они перетираются — в результате нарушается целостность изоляции и появляется короткое замыкание.
Специалисты по автоэлектрике рекомендуют сразу после измерений (если норма утечки тока в автомобиле не соответствует показаниям мультиметра) перейти к визуальному осмотру всего, что установлено нештатно. Также обследовать необходимо отдельные части и элементы приборов и устройства, которые подвержены механическим воздействиям. Если речь идет о сигнализации, то это могут быть концевики. Если нет никаких следов нарушения, обгорания, коррозии, тогда стоит перейти к более сложным методам поиска неисправности. С помощью этой диагностики можно существенно сузить круг возможных неисправностей.
Как выполнить глубокую диагностику
Итак, мы уже знаем, как замерить утечку тока в автомобиле мультиметром. В этом случае прибор подключается таким же образом, как и в предыдущем случае. Но здесь по очереди вынимается каждый предохранитель и отключается реле.
Дополнительная диагностика
Иногда встречаются сложные ситуации, в которых даже после проверки утечки с помощью извлечения предохранителей положительного результата нет и источник проблемы не найден. В этом случае не остается ничего, кроме как проверить утечку тока в автомобиле в цепях. Они никак не защищены предохранителями. Это генератор и стартер. Очень часто аккумулятор разражается из-за неправильной работы генератора. Элемент попросту не заряжает батарею.
Устранение утечек
Перед тем как устранить утечку тока в автомобиле, необходимо найти источник.
Заключение
Если есть ощущения того, что АКБ разряжается быстрее, тогда следует начать поиск короткого замыкания или «клина на массу». Теперь мы знаем, как проверить утечку тока в автомобиле и как устранить неисправность.