Как понять что нужно менять масло

Как понять что нужно менять масло

Моторное масло так же важно для двигателя, как кровь для человека. Оно предназначено для смазки движущихся компонентов двигателя с целью обеспечения его бесперебойной работы. По правде говоря, работа двигателя любого механизма без масла попросту невозможна. Речь может идти о мотоцикле, генераторе и даже газонокосилке: если устройство оснащено двигателем, значит, он нуждается в смазке. Любой двигатель состоит из множества компонентов, которые постоянно движутся и трутся друг об друга, производя тепло. Именно здесь вступает в свои права моторное масло, которое, смазывая эти движущиеся детали, поглощает тепло и, как следствие, предотвращает перегрев двигателя.

10 основных признаков

На самом деле, существует много признаков, указывающих на необходимость произвести замену масла и, возможно, выполнить отладку автомобиля. Во время замены моторного масла в автомастерской квалифицированный механик обычно проверяет весь автомобиль и дает рекомендации по поводу того, какие еще работы следует выполнить. Но это не значит, что сразу надо соглашаться на все работы, о которых говорит механик, поскольку он может не знать об особенностях вашего автомобиля. Именно поэтому водитель должен всегда обращать внимание на признаки, говорящие о том, что пришло время выполнить некоторые регулировки.

Ниже приведены 10 основных признаков, которые указывают на необходимость заменить моторное масло и/или наладить работу автомобиля.

  1. Произвольное выключение двигателя. Если во время движения двигатель начинает периодически глохнуть, это может говорить как о серьезной проблеме, так и о не очень серьезной. В качестве не очень серьезной проблемы можно назвать засоренный топливный фильтр или вышедшие из строя свечи зажигания. Это решается простой процедурой замены фильтра/свечей.
  2. Сложности с запуском двигателя. Если в последнее время все чаще возникают сложности с запуском двигателя, возможно, пришло время заменить аккумуляторную батарею. Заметив, что перед запуском двигатель вибрирует, а индикаторы на приборной панели несколько тускнеют, можно делать однозначный вывод о необходимости установить новую батарею.
  3. Индикаторные и контрольные лампы. Благодаря блокам управления и датчикам, которыми оснащаются современные автомобили, стало намного проще обнаружить проблему до того, как она приведет к серьезным последствиям. В случае включения того или иного индикатора на приборной панели не поленитесь открыть инструкцию по эксплуатации автомобиля и выяснить, что это означает. Контрольные лампы обычно предупреждают о возникновении определенных проблем, например о низком заряде аккумуляторной батареи, перегорании лампы габаритов, неисправности трансмиссии и т. д. Если наступило время для замены моторного масла, об этом напомнит специальный индикатор. В некоторых автомобилях этим индикатором является Check engine («Проверьте двигатель»).
  4. Вибрации на ровном дорожном покрытии. Вибрации автомобиля при движении по ровному дорожному покрытию могут возникнуть по разным причинам. В некоторых случаях для решения проблемы достаточно выполнить балансировку колес или заменить шины, если они сильно износились. Также может оказаться, что в шинах упало давление воздуха или вышел из строя ШРУС.
  5. Перегрев. При низком уровне моторного масла или при его несвоевременной замене страдают компоненты двигателя, смазка которых не осуществляется должным образом. Это приводит к повышению рабочей температуры двигателя и даже к его перегреву. Замена масла позволит устранить эту проблему.
  6. Громкие звуки. Моторное масло со временем устаревает и теряет свои свойства. Именно поэтому рекомендуется менять его приблизительно каждые 8000 км пробега. Чем дольше использовать масло, тем грязнее и гуще оно становится и, соответственно, тем хуже оно смазывает внутренние компоненты двигателя. В результате этого работа двигателя начинает сопровождаться громкими звуками, указывающими на его недостаточную смазку. Замените масло в кратчайший срок.
  7. Запах масла. Если в салоне автомобиля появляется запах масла, значит, с ним что-то неладно. Обычно это говорит об утечке масла и его сгорании вследствие перегрева двигателя. В таком случае сначала нужно устранить причину перегрева двигателя, а потом заменить масло.
  8. Дым из выхлопной трубы. Если вы живете в регионе с холодным климатом, то наверняка привыкли видеть выходящий из выхлопной трубы пар. Но если из трубы начал валить дым, это, вероятнее всего, свидетельствует об утечке моторного масла. А это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве смазки компонентов двигателя, поэтому после устранения утечки масло нужно заменить.
  9. Потемневшее масло. Тем, кто никогда не видел чистое масло, сообщаем, что оно имеет ярко-янтарный цвет. Когда масло устаревает и загрязняется продуктами износа, оно становится значительно темнее. Возьмите в привычку периодически доставать масляный щуп для проверки цвета масла. Если масло потемнело, его следует заменить.
  10. Переключение передач с задержкой. При управлении автомобилем, оснащенным автоматической трансмиссией, проблем с переключением передач возникать не должно. Но если все же наблюдается некоторая задержка переключения на другую передачу, это может означать необходимость в замене трансмиссионной жидкости или фильтров. Но не исключено, что это является вестником более серьезной проблемы. Доставьте автомобиль в автомастерскую, чтобы определить причину возникшей проблемы.

Что подразумевается под наладкой работы автомобиля?

Практически все слышали термин «наладка» в отношении автомобиля. Но не подумайте, что в этом случае речь идет только о замене масла и очистке ветрового стекла. Под наладкой подразумевается гораздо больший диапазон работ, а именно проверка различных компонентов автомобиля и их замена в случае чрезмерного износа. Мы говорим о таких компонентах, как крышка распределителя, топливный фильтр, клапан принудительной вентиляции картера (PCV), воздушный фильтр, свечи зажигания, тормоза, шланги, ремни и электропроводка. Квалифицированный персонал автомастерской также проверяет скорость холостого хода, смесь холостого хода, датчики и установку угла опережения зажигания. При обнаружении каких-либо проблем они в обязательном порядке должны быть устранены.

Как известно, моторное масло является рабочей жидкостью в системе смазки силового агрегата. Основной функцией материала выступает защита нагруженных сопряженных элементов от сухого трения посредством создания масляной пленки. Также смазка позволяет производить эффективную очистку масляной системы, выступает нейтрализатором окислительных процессов, отводит избыточное тепло от деталей и узлов для предотвращения локальных перегревов и т.п.

Далее мы поговорим о том, зачем менять масло в моторе и как часто нужно менять масло. Также будут рассмотрены такие вопросы, как минимальный интервал замены масла, через сколько нужно менять масло в двигателе по времени и пробегу, менять ли часто масло в двигателе и от каких условий зависят интервалы замены.

Читайте в этой статье

Почему нужно менять масло в двигателе

Как уже было сказано, смазочный материал даже в абсолютно исправном двигателе подвержен процессу естественного старения. Это значит, что его свойства, так или иначе, ухудшаются в результате окисления, а также в связи с постепенным прекращением работы (срабатыванием) активных присадок и моющих добавок в составе смазки.

В конечном итоге масло накапливает в себе большое количество сажи, продуктов износа и других загрязнений, нарушаются вязкостно-температурные характеристики (смазка густеет, чернеет), изменяется стабильность сдвига под нагрузками, прочность масляной пленки и т.д. Продолжительная езда на грязной смазке приводит к тому, что происходит забивание отложениями фильтров и каналов масляной системы, ресурс ДВС также сильно сокращается.

Параллельно следует отметить, что различные неисправности ДВС также влияют на свойства масла. Например, попадание пыли и грязи через впуск, разжижение масла в результате протечек в картер топлива, проникновение антифриза из системы охлаждения в систему смазки. В этих случаях также значительно усиливается износ, может произойти заклинивание двигателя.

Определяем, когда менять масло в моторе

Итак, вполне очевидно, что смазку в моторе необходимо заменять. При этом важно четко понимать, когда нужно менять масло. С учетом того, что материал в ДВС стареет, получается, чем чаще производить замену, тем лучше. Однако необходимо учесть и то, что слишком ранние замены во многих случаях не нужны.

Читайте также:  Справка на права йошкар ола

Данный подход является иррациональным, так как приведет к серьезным финансовым затратам, а польза для мотора может оказаться не такой очевидной. По этой причине межсервисные интервалы следует рассчитывать с учетом ряда дополнительных факторов и особенностей. Если иначе, нужно знать, на основании чего и как правильно подобрать интервалы для замен.

В самом начале отметим, что однозначного и точного ответа, через сколько километров, моточасов или месяцев менять масло, просто не существует. Есть только рекомендованный производителем двигателя интервал замены масла, который указан в руководстве по эксплуатации. При этом во многих случаях периодичность замен остается достаточно индивидуальной.

  • Самое главное, не превысить срок службы смазки. Для этого не следует полагаться только на рекомендации производителей автомобиля. Например, если в мануале написано, что замена должна производиться каждые 15 тыс. км., тогда это еще не значит, что всегда нужно придерживаться только такого интервала.
  • Также не нужно рассчитывать и на заявления изготовителей масел на рынках ГСМ. Если даже используется качественное масло из линейки Longlife (например, с увеличенным сроком службы до 30 или 50 тыс. км.), нет никаких гарантий, что смазочный материал нормально выходит весь заявленный ресурс или даже половину такого пробега.

Дело в том, что производители как ДВС, так и масел указывают сильно усредненные показатели. Другими словами, многие внешние факторы, которые уменьшают срок службы масла, попросту не учитываются. Давайте разбираться.

Начнем с сервисного интервала в мануале. Как правило, можно встретить указание, что масло нужно менять, например, каждые 15-20 тыс. км. или не реже 1 раза в 12 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше). Однако следует понимать, что подобные рекомендации авто производителей являются средними для того или иного типа двигателя.

При этом не учитывается общая загрязненность воздуха, качество горючего, отдельные свойства того или иного моторного масла, индивидуальные особенности эксплуатации ТС и т.п. Только в некоторых случаях производитель может отдельно учитывать региональные особенности, но такая практика больше свойственна автомобилям, которые специально разрабатываются под конкретные рынки. На массовые модели это не распространяется.

Также необходимо добавить, что сам завод-изготовитель автомобиля не особенно заинтересован в том, чтобы двигатель отработал максимально возможный срок. Главной задачей становится исправная работа ДВС в течение гарантийного периода, затем агрегат должен пройти еще некое среднее количество моточасов для сохранения престижа и подтверждения конкурентоспособности марки.

Становится понятно, что для авто производителей сервисный интервал сегодня является маркетинговым ходом, так как предполагает возможность предложить клиентам сниженные затраты на гарантийное обслуживание. Если же говорить о моторе и его ресурсе в долгосрочной перспективе, тогда интервал, заявленный в руководстве по обслуживанию и эксплуатации ТС, может быть сильно увеличен.

Теперь перейдем к маслам. Многие современные продукты позиционируются как автомасла с увеличенным сроком службы (сервисным интервалом). Как правило, такая смазка имеет дополнительную отметку Longlife. При этом ошибочно полагать, что это масло можно спокойно заливать в любой двигатель и менять по увеличенному интервалу.

  1. Прежде всего, производитель ДВС должен отдельно указать, что в случае использования группы масел Longlife допускается увеличение межсервисного интервала на конкретном типе двигателя.
  2. Масло типа Longlife также должно быть допущено производителем двигателя к использованию в своем моторе, то есть продукт того или иного бренда должен пройти отдельную сертификацию.
  3. Изготовитель двигателя допускает использование масел по cхеме Longlife только в том случае, если автомобиль эксплуатируется исключительно в предписанных режимах и находится в условиях, подходящих для использования смазок по схеме с увеличенным интервалом замены.

Если с первым и вторым пунктом все более-менее понятно, то по третьей позиции сразу возникают вопросы. Обычно детальное описание «оптимальных» режимов отсутствует, при этом заявленные увеличенные интервалы замены масла высчитываются с опорой именно на эти режимы.

Добавим, что исходя из практического использования, увеличение интервала для масла Longlife возможно в том случае, если автомобиль постоянно ездит по трассе в режиме средних нагрузок на двигатель. При этом заливается качественное горючее, установлены высококачественные фильтры, на дорогах нет пыли и т.п.

Примечательно то, что такие условия вполне реальны для развитых стран, чего не скажешь об автомобилях, которые эксплуатируются в крупных городах или ездят по шоссе на территории стран СНГ. Для таких машин более актуальны так называемые тяжелые условия эксплуатации, при этом любая смазка стареет очень быстро. С учетом вышесказанного замена старого отработанного масла, (как обычного, так и Longlife) желательна исключительно с уменьшением, а не с увеличением интервала.

Что влияет на срок службы масла в двигателе

Принято считать, что на ресурс смазочного материала влияют такие факторы, как:

  • сезонность;
  • режимы эксплуатации;
  • качество горючего;
  • масляная основа;
  • эффективность работы фильтров;
  • общее состояние ДВС;

На некоторые из этих факторов может повлиять сам водитель (выбирать качественные масла и фильтры, следить за работой мотора и своевременно устранять неполадки), тогда как другие особенности изменить нельзя, то есть остается их дополнительно учитывать. Последующий анализ позволяет точнее определить, в каких условиях эксплуатируется автомобиль.

Дело в том, что частота замены моторного масла сильно зависит от условий эксплуатации. Если машина попадает в так называемые тяжелые условия, интервал замены масла обязательно сокращается.

  • Под тяжелыми условиями следует понимать определенные режимы. К таковым можно отнести длительные простои автомобиля, после чего совершаются поездки, но затем автомобиль снова стоит. Особенно сильно такой режим сокращает ресурс смазки зимой. Дело в том, что внутри двигателя накапливается конденсат, активизируются химические процессы, происходит окисление масла.

На моторах, которые эксплуатируются ежедневно и прогреваются до рабочих температур, образование конденсата менее интенсивное. При этом даже постоянные, но короткие поездки, во время которых ДВС не выходит на рабочие температуры, все равно не позволяют предотвратить образование конденсата.

  • Езда в городе на малых скоростях, пробки, частые ускорения и остановки. Такой режим является тяжелым для мотора, так как большие нагрузки на ДВС возникают именно во время начала движения с места. При этом на низких оборотах давление масла не высокое, увеличивается его нагрев, происходит коксование двигателя и т.д.

Что касается пробок и простоев на светофорах, мотор в этом случае работает на холостых. Режим холостого хода также считается тяжелым для двигателя, так как силовой агрегат хуже охлаждается, работает на бедной смеси, давление масла не высокое.

  • Горючее низкого качества также сильно влияет на свойства масла. Дело в том, что продукты горения накапливаются в смазке, ухудшая полезные свойства материала. Важно понимать, что рекомендации по интервалам замены в сервисной книге часто указаны для топлива, которое соответствует европейским стандартам. На территории СНГ такого горючего попросту нет.
  • Частые нагрузки на автомобильный двигатель, езда с максимальной скоростью на высоких оборотах, буксировка прицепа, постоянная перевозка большого количества пассажиров и грузов.
  • Езда по грунтовым дорогам, эксплуатация ТС в условиях повышенной загрязненности воздуха. В этом случае масло активно накапливает в себе загрязнения из окружающей среды, ресурс смазки заметно снижается.

Как видно, отечественные условия эксплуатации далеки от «расчетных» идеальных и в полной мере могут считаться тяжелыми. По этой причине нужно отдельно корректировать интервалы замена смазки с поправкой на указанные выше факторы.

Эксплуатация масла на практике

Для определения того, какого интервала замены лучше придерживаться, следует исходить из:

  • особенностей эксплуатации;
  • режимов эксплуатации;
  • качества (базовой основы) масла;

Если автомобиль эксплуатируется в СНГ, причем используется минеральное или полусинтетическое масло, тогда рекомендуется сокращение интервала замены на 50-70% от заявленного в мануале. Другими словами, если в инструкции плановая замена предусмотрена через 10 или 15 тыс. км. по пробегу, а также не реже одного раза в год по времени, тогда смазку нужно менять каждые 5 тыс. км. или каждые 6 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше).

Читайте также:  Замена подшипника вискомуфты газель бизнес

Что касается гидрокрекинговых и синтетических масел, в этом случае смазочный материал рекомендуется менять с учетом сокращения заявленного интервала на 40-50%. Гидрокрекинговые масла обычно начинают терять свои свойства на нашем топливе уже через 6-7 тыс. км, качественная синтетика держится на 1.5-2 тыс. больше.

По времени эти виды смазки также лучше менять не один раз в год, а каждые 6-7 месяцев. Наиболее предпочтительно производить плановую замену перед наступлением холодного времени года.

Если речь идет о высокофорсированных турбомоторах или двигателях, которые часто эксплуатируются на пределе возможностей, тогда замена масла показана каждые 4-5 тыс. км. Параллельно необходимо учитывать и рекомендации по самой замене. Основной задачей является максимально полное удаление «отработки» из двигателя.

Напоследок отметим, что в ряде случаев также может понадобиться дополнительная промывка двигателя перед заменой масла. При этом нужно быть осторожными с активными моющими добавками и промывками-пятиминутками. Для некоторых моторов последствия такой промывки могут оказаться крайне негативными.

Проверка уровня масла в моторе, определение точного показателя. Когда лучше проверять уровень смазки, на холодном или горяечем двигателе. Полезные советы.

Почему в дизеле масло стареет быстрее сравнительно с бензиновым ДВС. Зависимость состояния масла от качества дизтоплива. Периодичность плановой замены ГСМ.

Как правильно подобрать моторное масло для старого ДВС или мотора, у которого пробег больше 150-200тыс.км. На что нужно обратить внимание, полезные советы.

Когда стоит менять зимнее масло на летнее? Какое летнее масло лучше заливать? Что нужно знать про допуски и вязкость масел чтобы не навредить двигателю.

Какое масло лучше заливать в дизельный двигатель: синтетическое, полусинтетику или минеральное. Какой тип масла лить в турбодизель, эксплуатация и замена.

Технологии гидрокрекинга и гидрокрекинговое масло для двигателя: особенности, преимущества и недостатки. Что лучше, гидрокрекинг или синтетическое масло.

Сегодня мы не только расскажем о принципе работы этого гаджета, но и исследуем им шесть проб моторного масла заранее известного качества, чтобы понять, можно ли всерьез полагаться на показания маленькой черной коробочки. Или лучше не стоит?

За модным словом «стартап» слишком часто скрываются оторванные от реальности разработки айтишников студенческого возраста, уверенных, что булки растут в интернете, а автомобили ремонтируются удаленно через мобильные приложения… Продукт, который рождается в формате стартапа, нередко навсегда остается узконишевым, с трудом выходя за рамки аудитории, собиравшей для него деньги посредством пущенной по кругу «интернет-шапки» – краундфандинга. Однако история с тестером масла Lubricheck хотя и началась, как краундфандинговый проект на знаменитой площадке KickStarter, умудрилась-таки вырваться за его пределы.

Проект трех инженеров, выпускников Университета Миннесоты Чарльза Миллера, Сумена Миннигэнти и Чеда Эриксона стартовал в апреле 2011 года, а уже к июню собрал заявленные минимально необходимые 30 000$. В марте 2012-го, ровно через год, первые образцы раздали тестировщикам из числа частных лиц и компаний, после чего был выявлен и устранен ряд ошибок, а в ноябре 2012-го около 700 участников краундфандинга получили свои гаджеты.

Сегодня же прибор продается достаточно широко – его можно купить как непосредственно у производителя, американской компании WaveOn Technologies, на eBay и у многочисленных розничных дилеров. В США устройство стоит 49$, у нас же его цена предсказуемо в полтора–два раза выше.

Отечественные дилеры Lubricheck не балуют журналистов тестовыми экземплярами, поэтому и публикаций, тем более – с результатами испытаний, в Рунете по этому девайсу просто нет. Что ж, исправляем эту досадную ошибку.

Изначально мы были уверены, что этот прибор нужен для того, чтобы предупредить водителя о необходимости пораньше заменить масло, если оно потеряло свойства. Ну, скажем, по графику ТО только через 5 000 км, но гаджет зафиксировал плохое состояние смазки, а значит – пора в сервис.

Однако создатели думают иначе и позиционируют гаджет в первую очередь, как УДЛИНИТЕЛЬ интервалов работы масла! Описание прибора и принципа его работы крутится вокруг приятно звучащего для экономного автовладельца тезиса, что масло можно менять РЕЖЕ! Даже на упаковку прибора вынесен слоган «Развенчаем миф 3 000-мильного интервала замены масла!»

Этот «миф», правда, представляет собой типичные рекомендации для техобслуживания американских автопроизводителей 30–40 годов ХХ века… В 20-х годах на знаменитой «жестянке Лиззи» Ford T замену смазки в картере мотора нужно было производить, согласно инструкции, через каждые 1 000–1 500 миль. Ну а следующее за «Лиззи» поколение автомобилей вкупе с нефтяными концернами продемонстрировало некую эволюцию в регламенте смены масла, удвоив этот интервал.

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, 3 000 МИЛЬ (ИЛИ БЕЗ МАЛОГО 5 000 КИЛОМЕТРОВ) – ЭТО ВСЕ ЖЕ СТАНДАРТЫ ДАЛЕКОЙ-ПРЕДАЛЕКОЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УСТАРЕЛИ: ДАЖЕ В РУКОВОДСТВЕ К ВАЗ-2101 ИНТЕРВАЛ ОБОЗНАЧЕН В 10 000 КМ, А В СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ МАШИН ПРОИЗВОДИТЕЛИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТОЙОТЫ И ЕЩЕ НЕКОТОРЫХ МАРОК) И ВОВСЕ ПРАКТИКУЮТ РЕГЛАМЕНТНУЮ ЗАМЕНУ МАСЛА ЧЕРЕЗ 15 000, А ТО И 20 000 КИЛОМЕТРОВ. ТАК ЧТО «РАЗОБЛАЧЕНИЕ 3 000-МИЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА» – ЭТО НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ МАРКЕТИНГОВАЯ УЛОВКА.

Однако она отлично работает «первым рубежом борьбы» за доверие покупателей. Проезжаем 3 000 миль, капаем масло на сканер прибора – состояние отличное! «Все честно, все по науке!» – думает клиент. Не заморачиваясь, что хорошее состояние масла после столь умеренного пробега совершенно очевидно, и в дополнительном подтверждении не нуждается…

Так все-таки когда?

Статьи / Практика
Как часто нужно менять масло в двигателе

В первой части статьи мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти.
371653234924.01.2015
Сама по себе методика замены масла «по пробегу» – крайне несовершенна и антинаучна, тут создатели Lubricheck абсолютно правы. По сути, редко когда износ масла совпадает по времени с его реальной заменой – скорее, это случайное попадание в яблочко. На деле же масло меняется либо существенно раньше срока сверхответственными автовладельцами, либо сильно позже срока, причем как не в меру легкомысленными водителями, так и дилерами. Последние заинтересованы в том, чтобы мотор отходил гарантийный срок, а затем клиент поменял бы машину на новую – долговечность в списке приоритетов не значится.

Но при всех недостатках, альтернатив методике замены по пробегу не так уж много – фактически только одна. Это программный блок в прошивке модуля управления двигателем, который подсчитывает комплексное число, используя пробег, моточасы, время работы с той или иной нагрузкой и т. п. Такое решение применяется на некоторых премиум-авто, однако тоже не является совершенным – оно даст более-менее достоверный результат лишь на фирменном масле, параметры которого учтены в алгоритме расчета (если учтены!).

При использовании иных типов масла точность методики уплывает в неизвестном направлении. Качество масла различно от бренда к бренду и от типа к типу – разные основы, разные пакеты присадок…

АБСОЛЮТНО ОБЪЕКТИВНУЮ КАРТИНУ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ МОГ БЫ ДАТЬ ТОЛЬКО РЕГУЛЯРНЫЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОВОДИМЫЙ С НЕБОЛЬШИМИ ИНТЕРВАЛАМИ ПОСЛЕ НЕКОГО ВРЕМЕНИ ПРОБЕГА. НО ЭТОТ ВАРИАНТ ЯВНО ФАНТАСТИЧЕН – СТОЛЬ ГЛУБОКИЕ ЗАМОРОЧКИ АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ НЕИНТЕРЕСНЫ, А САМ АНАЛИЗ ДЛИТЕЛЕН, НЕВЕРОЯТНО ДОРОГ И ОСУЩЕСТВИМ ТОЛЬКО В ЛАБОРАТОРИИ.

А вот после пробега в 5–7 тысяч км наносить «раз в тысячу» капельку масла на чудодейственный 50-долларовый сканер и через секунду получать результат – это несложно и дешево! Может быть, Lubricheck – это то, что нужно?

Читайте также:  Как сделать автоподсос на карбюратор своими руками

Прибор – компактный, по-настоящему карманный. Хранится он вставленным в крышечку-«кобуру», защищающую кнопки и датчик от грязи, а также содержащую инструкцию. Питается от двух последовательно включенных литиевых трехвольтовых таблеток. На корпусе – три кнопки: «вкл/выкл», «бензин/дизель», «тест».

В нишу датчика нужно капнуть масла со щупа и нажать кнопку «тест», после чего устройство выдаст результат на круговой светодиодной шкале. Диодов – десять, они образуют шкалу в диапазоне от «идеально» до «катастрофично». Из них семь зеленых, показывающих степень износа масла в допустимых пределах, один желтый – «туда-сюда», и два красных – «пора менять», и «срочно глушите мотор!»

В руководстве пользователя оговаривается ряд условий, необходимых для точного измерения. Очередность действий (сперва включение, затем несколько секунд на самодиагностику и только потом нанесения пробы масла на датчик), комнатная температура и ровная поверхность, а также обязательное заполнение маслом емкости датчика до краев.

Что говорит сам производитель о параметрах, влияющих на износ масла, и непосредственно о приборе? Вот что:

«Наиболее важными факторами при определении качества моторного масла являются:

Кислотность, вызывающая точечную коррозию
Частицы металла, свидетельствующие об идущем механическом износе
Частицы сажи, являющиеся нормой и свидетельствующие о хороших моющих свойствах масла
Примеси посторонних жидкостей, типа топлива или антифриза»
Относительно всех этих параметров производитель заявляет, что «Lubricheck tests for all these variables in the chemistry of the oil. It is a one stop «laboratory on a chip» and provides scientific evidence of your vehicles health at any given time». То бишь прибор отслеживает их все, будучи, по аналогии с известным термином «система-на-чипе», – «лабораторией-на-чипе».

Чем же является главный «орган» устройства – чувствительный датчик, с которого снимаются параметры масла? А является он, собственно, всего-навсего двумя контактными пластинками! Форма пластин на первый взгляд хитрая, но на самом деле они представляют собой всего лишь два электрода, выполненных в виде своеобразной «гребенки» для увеличения площади контакта с маслом.

Помимо вышеупомянутых параметров заявлено, что Lubricheck измеряет еще и диэлектрическую проницаемость масла! Может ли датчик столь простого типа быть столь комплексно-многофункциональным?

В принципе, с двух электродов, погруженных в жидкость, можно снять достаточно много информации. Можно померить элементарные сопротивление и емкость капли масла, можно подать на каплю изменяющееся высокочастотное напряжение, построив амплитудно-частотную характеристику – в общем, много чего можно сделать, получая прямые и косвенные данные. Главное, чтобы потом программное обеспечение устройства комплексно же проанализировало полученные параметры и выдало корректный итоговый результат.

С другой стороны, косвенность многих измерений может вызывать вопросы. Ведь тот же pH традиционно измеряют не контактными пластиночками, как у «ЛубриЧека» – типовой датчик для измерения концентрации ионов в среде представляет собой достаточно сложную стеклянную конструкцию. Поэтому, что именно здесь интерпретируется, как данные о кислотности/щелочности – непонятно…

Ряд вопросов о принципах измерения пробы масла мы отправили в компанию, производящую гаджет – WaveOn Technologies. Вкратце, если отбросить лишнее, ответ одного из разработчиков, Чеда Эрикссона, звучит так:

«ДАТЧИК ПРИБОРА ИЗМЕРЯЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ И ДИЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ПОСТОЯННУЮ. УСТРОЙСТВО МОЖЕТ ОБНАРУЖИТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ, ВКЛЮЧАЯ САЖУ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЧАСТИЦЫ, ТОПЛИВО, ГРЯЗЬ, ПЕСОК, ПЫЛЬ, АНТИФРИЗ, ВОДУ, КИСЛОТУ И ДРУГИЕ ИНОРОДНЫЕ ДЛЯ МАСЛА ВЕЩЕСТВА. ТОЧНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИБОРА – ПЛЮС/МИНУС 10%. РАЗНИЦЫ МЕЖДУ МИНЕРАЛЬНЫМИ И СИНТЕТИЧЕСКИМИ МАСЛАМИ ДЛЯ ПРОЦЕССА ИЗМЕРЕНИЯ НЕТ – НЕКОРРЕКТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МОГУТ ДАТЬ ТОЛЬКО РЕДКИЕ ПРИМЕРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МАСЕЛ С НЕСТАНДАРТНЫМИ ДОБАВКАМИ».

Прибор в работе

Что ж, проверим прибор в деле! С помощью «Лубричека» мы сделали пробы масла из двигателей нескольких автомобилей – как свежих, так и видавших виды. Наносили пробу на датчик непосредственно со щупа уровня масла. Для заполнения датчика, как этого требует инструкция к прибору, необходимо около четырех капель. То есть макать щуп приходится раза три-четыре.

Результаты тестирования – частично ожидаемые и предсказуемые, частично спорные и странные.

ВАЗ 2110 – машина осознанно убиваемая. Гниловата, владельцу явно не хочется с ней ничего делать… Ездит не сказать, чтобы много, но года два масло (а также фильтр!) не менялись. Утечки и угар варварски компенсируются доливкой, причем, по словам хозяина, первым попавшимся маслом, от Роснефти до Castrol. Масло очень темное и густое, результат «10» нетрудно было предугадать и без тестера…

УАЗ 31514 оснащен мотором-старичком ЗМЗ-402, куда залито дешевое полуcинтетическое масло 10W40 обнинского завода под маркой Sintoil. Двигатель совсем недавно прошел частичный капремонт – замену шатунных и коренных вкладышей, упорных колец коленвала, перевтуливание шатунов, замену поршневых колец, замену распредвала, масляного насоса и штанг толкателей.

Собственно, поскольку сама машина находится в полуразобранном состоянии, двигатель пока лишь несколько раз запускался на холостых оборотах, а также проехал с километр-полтора малым ходом. Старым «уазистам», «волгарям» и прочим «газелистам» известно, что упорные кольца коленвала, штанги толкателей, маслонасос и ряд других узлов ЗМЗ-402 в процессе приработки традиционно порождают изрядное количество продуктов износа, поэтому результат «7» на почти прозрачном масле, что означает близость замены, в общем-то, вполне может быть допустим, если предположить реакцию гаджета на металлическую пыль.

Volkswagen Polo, полусинтетика Shell 10W40, пробег с последней замены – около 4 000 км. Но первая проба неожиданно показала почему-то «10» в красной зоне. Вторая проба, спустя минут десять, показала уже «5» по зеленой шкале, что как раз вполне ожидаемо. Причина глюка прибора осталась невыясненной.

Также было проверено синтетическое масло Shell 5W40, слитое с этой же машины с полгода назад после пробега около 7 000 км, и простоявшее все время в пятилитровой ПЭТ-бутылке от воды. Масло на вид весьма грязное, непрозрачное. Однако прибор показал «1» – то есть идеал. Было сделано три замера подряд, но результаты не изменились… С одной стороны, это свидетельствует в пользу концепции разработчиков прибора – «современные масла могут ходить долго и даже дольше, чем кажется!», но почему «единица»? Все же, как ни крути, но 7 тысяч км масло прошло, по шкале допустимых значений от 1 до 7 оно явно должно быть где-то на серединке…

Разумеется, было замерено и свежее масло из канистр — синтетика Shell 5W40 и полусинтетика Shell 10W40. Обе пробы показали результат «1» по зеленой шкале – идеал. Результаты логично-предсказуемы. Затем в это масло мы поочередно добавили типичные для автомобиля «инородные включения» – антифриз, бензин и алюминиевую пыль и сделали три пробы. Как на это отреагировал Lubricheck?

На антифриз прибор отреагировал резко – сразу показал значение «10» – «масло необходимо срочно заменить!» На пробу, в которую добавлены пара капель бензина, не отреагировал вообще, качество масла осталось на уровне «1» – безупречное. С алюминиевой пылью – аналогично… Прибор также показал единицу – как у нового масла.

Выводы, надо сказать, неоднозначные. Устройство чаще всего демонстрировало вполне ожидаемые результаты, но ряд моментов заставлял недоумевать – например, незамеченная металлическая пыль и странная реакция на старое масло, которое было оценено, как максимально безупречное…

Какова же практическая польза девайса? Можно попытаться дополнительно подстраховать себя, выбирая машину с пробегом на вторичке, хотя, судя по всему, если форсунки нещадно «льют» мимо камер сгорания, то прибор этого не покажет. Можно систематически контролировать состояние смазки в моторе своего авто в качестве развлечения, если вы любите технику и в детстве не наигрались с лабораторными опытами. Но вот чего точно не стоит делать, так это продлевать рекомендуемый производителем интервал замены масла, основываясь на показаниях чудо-сканера!

Ссылка на основную публикацию

Как понять что нужно менять масло

Моторное масло так же важно для двигателя, как кровь для человека. Оно предназначено для смазки движущихся компонентов двигателя с целью обеспечения его бесперебойной работы. По правде говоря, работа двигателя любого механизма без масла попросту невозможна. Речь может идти о мотоцикле, генераторе и даже газонокосилке: если устройство оснащено двигателем, значит, он нуждается в смазке. Любой двигатель состоит из множества компонентов, которые постоянно движутся и трутся друг об друга, производя тепло. Именно здесь вступает в свои права моторное масло, которое, смазывая эти движущиеся детали, поглощает тепло и, как следствие, предотвращает перегрев двигателя.

10 основных признаков

На самом деле, существует много признаков, указывающих на необходимость произвести замену масла и, возможно, выполнить отладку автомобиля. Во время замены моторного масла в автомастерской квалифицированный механик обычно проверяет весь автомобиль и дает рекомендации по поводу того, какие еще работы следует выполнить. Но это не значит, что сразу надо соглашаться на все работы, о которых говорит механик, поскольку он может не знать об особенностях вашего автомобиля. Именно поэтому водитель должен всегда обращать внимание на признаки, говорящие о том, что пришло время выполнить некоторые регулировки.

Ниже приведены 10 основных признаков, которые указывают на необходимость заменить моторное масло и/или наладить работу автомобиля.

  1. Произвольное выключение двигателя. Если во время движения двигатель начинает периодически глохнуть, это может говорить как о серьезной проблеме, так и о не очень серьезной. В качестве не очень серьезной проблемы можно назвать засоренный топливный фильтр или вышедшие из строя свечи зажигания. Это решается простой процедурой замены фильтра/свечей.
  2. Сложности с запуском двигателя. Если в последнее время все чаще возникают сложности с запуском двигателя, возможно, пришло время заменить аккумуляторную батарею. Заметив, что перед запуском двигатель вибрирует, а индикаторы на приборной панели несколько тускнеют, можно делать однозначный вывод о необходимости установить новую батарею.
  3. Индикаторные и контрольные лампы. Благодаря блокам управления и датчикам, которыми оснащаются современные автомобили, стало намного проще обнаружить проблему до того, как она приведет к серьезным последствиям. В случае включения того или иного индикатора на приборной панели не поленитесь открыть инструкцию по эксплуатации автомобиля и выяснить, что это означает. Контрольные лампы обычно предупреждают о возникновении определенных проблем, например о низком заряде аккумуляторной батареи, перегорании лампы габаритов, неисправности трансмиссии и т. д. Если наступило время для замены моторного масла, об этом напомнит специальный индикатор. В некоторых автомобилях этим индикатором является Check engine («Проверьте двигатель»).
  4. Вибрации на ровном дорожном покрытии. Вибрации автомобиля при движении по ровному дорожному покрытию могут возникнуть по разным причинам. В некоторых случаях для решения проблемы достаточно выполнить балансировку колес или заменить шины, если они сильно износились. Также может оказаться, что в шинах упало давление воздуха или вышел из строя ШРУС.
  5. Перегрев. При низком уровне моторного масла или при его несвоевременной замене страдают компоненты двигателя, смазка которых не осуществляется должным образом. Это приводит к повышению рабочей температуры двигателя и даже к его перегреву. Замена масла позволит устранить эту проблему.
  6. Громкие звуки. Моторное масло со временем устаревает и теряет свои свойства. Именно поэтому рекомендуется менять его приблизительно каждые 8000 км пробега. Чем дольше использовать масло, тем грязнее и гуще оно становится и, соответственно, тем хуже оно смазывает внутренние компоненты двигателя. В результате этого работа двигателя начинает сопровождаться громкими звуками, указывающими на его недостаточную смазку. Замените масло в кратчайший срок.
  7. Запах масла. Если в салоне автомобиля появляется запах масла, значит, с ним что-то неладно. Обычно это говорит об утечке масла и его сгорании вследствие перегрева двигателя. В таком случае сначала нужно устранить причину перегрева двигателя, а потом заменить масло.
  8. Дым из выхлопной трубы. Если вы живете в регионе с холодным климатом, то наверняка привыкли видеть выходящий из выхлопной трубы пар. Но если из трубы начал валить дым, это, вероятнее всего, свидетельствует об утечке моторного масла. А это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве смазки компонентов двигателя, поэтому после устранения утечки масло нужно заменить.
  9. Потемневшее масло. Тем, кто никогда не видел чистое масло, сообщаем, что оно имеет ярко-янтарный цвет. Когда масло устаревает и загрязняется продуктами износа, оно становится значительно темнее. Возьмите в привычку периодически доставать масляный щуп для проверки цвета масла. Если масло потемнело, его следует заменить.
  10. Переключение передач с задержкой. При управлении автомобилем, оснащенным автоматической трансмиссией, проблем с переключением передач возникать не должно. Но если все же наблюдается некоторая задержка переключения на другую передачу, это может означать необходимость в замене трансмиссионной жидкости или фильтров. Но не исключено, что это является вестником более серьезной проблемы. Доставьте автомобиль в автомастерскую, чтобы определить причину возникшей проблемы.

Что подразумевается под наладкой работы автомобиля?

Практически все слышали термин «наладка» в отношении автомобиля. Но не подумайте, что в этом случае речь идет только о замене масла и очистке ветрового стекла. Под наладкой подразумевается гораздо больший диапазон работ, а именно проверка различных компонентов автомобиля и их замена в случае чрезмерного износа. Мы говорим о таких компонентах, как крышка распределителя, топливный фильтр, клапан принудительной вентиляции картера (PCV), воздушный фильтр, свечи зажигания, тормоза, шланги, ремни и электропроводка. Квалифицированный персонал автомастерской также проверяет скорость холостого хода, смесь холостого хода, датчики и установку угла опережения зажигания. При обнаружении каких-либо проблем они в обязательном порядке должны быть устранены.

Как известно, моторное масло является рабочей жидкостью в системе смазки силового агрегата. Основной функцией материала выступает защита нагруженных сопряженных элементов от сухого трения посредством создания масляной пленки. Также смазка позволяет производить эффективную очистку масляной системы, выступает нейтрализатором окислительных процессов, отводит избыточное тепло от деталей и узлов для предотвращения локальных перегревов и т.п.

Далее мы поговорим о том, зачем менять масло в моторе и как часто нужно менять масло. Также будут рассмотрены такие вопросы, как минимальный интервал замены масла, через сколько нужно менять масло в двигателе по времени и пробегу, менять ли часто масло в двигателе и от каких условий зависят интервалы замены.

Читайте в этой статье

Почему нужно менять масло в двигателе

Как уже было сказано, смазочный материал даже в абсолютно исправном двигателе подвержен процессу естественного старения. Это значит, что его свойства, так или иначе, ухудшаются в результате окисления, а также в связи с постепенным прекращением работы (срабатыванием) активных присадок и моющих добавок в составе смазки.

В конечном итоге масло накапливает в себе большое количество сажи, продуктов износа и других загрязнений, нарушаются вязкостно-температурные характеристики (смазка густеет, чернеет), изменяется стабильность сдвига под нагрузками, прочность масляной пленки и т.д. Продолжительная езда на грязной смазке приводит к тому, что происходит забивание отложениями фильтров и каналов масляной системы, ресурс ДВС также сильно сокращается.

Параллельно следует отметить, что различные неисправности ДВС также влияют на свойства масла. Например, попадание пыли и грязи через впуск, разжижение масла в результате протечек в картер топлива, проникновение антифриза из системы охлаждения в систему смазки. В этих случаях также значительно усиливается износ, может произойти заклинивание двигателя.

Определяем, когда менять масло в моторе

Итак, вполне очевидно, что смазку в моторе необходимо заменять. При этом важно четко понимать, когда нужно менять масло. С учетом того, что материал в ДВС стареет, получается, чем чаще производить замену, тем лучше. Однако необходимо учесть и то, что слишком ранние замены во многих случаях не нужны.

Читайте также:  Как сделать автоподсос на карбюратор своими руками

Данный подход является иррациональным, так как приведет к серьезным финансовым затратам, а польза для мотора может оказаться не такой очевидной. По этой причине межсервисные интервалы следует рассчитывать с учетом ряда дополнительных факторов и особенностей. Если иначе, нужно знать, на основании чего и как правильно подобрать интервалы для замен.

В самом начале отметим, что однозначного и точного ответа, через сколько километров, моточасов или месяцев менять масло, просто не существует. Есть только рекомендованный производителем двигателя интервал замены масла, который указан в руководстве по эксплуатации. При этом во многих случаях периодичность замен остается достаточно индивидуальной.

  • Самое главное, не превысить срок службы смазки. Для этого не следует полагаться только на рекомендации производителей автомобиля. Например, если в мануале написано, что замена должна производиться каждые 15 тыс. км., тогда это еще не значит, что всегда нужно придерживаться только такого интервала.
  • Также не нужно рассчитывать и на заявления изготовителей масел на рынках ГСМ. Если даже используется качественное масло из линейки Longlife (например, с увеличенным сроком службы до 30 или 50 тыс. км.), нет никаких гарантий, что смазочный материал нормально выходит весь заявленный ресурс или даже половину такого пробега.

Дело в том, что производители как ДВС, так и масел указывают сильно усредненные показатели. Другими словами, многие внешние факторы, которые уменьшают срок службы масла, попросту не учитываются. Давайте разбираться.

Начнем с сервисного интервала в мануале. Как правило, можно встретить указание, что масло нужно менять, например, каждые 15-20 тыс. км. или не реже 1 раза в 12 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше). Однако следует понимать, что подобные рекомендации авто производителей являются средними для того или иного типа двигателя.

При этом не учитывается общая загрязненность воздуха, качество горючего, отдельные свойства того или иного моторного масла, индивидуальные особенности эксплуатации ТС и т.п. Только в некоторых случаях производитель может отдельно учитывать региональные особенности, но такая практика больше свойственна автомобилям, которые специально разрабатываются под конкретные рынки. На массовые модели это не распространяется.

Также необходимо добавить, что сам завод-изготовитель автомобиля не особенно заинтересован в том, чтобы двигатель отработал максимально возможный срок. Главной задачей становится исправная работа ДВС в течение гарантийного периода, затем агрегат должен пройти еще некое среднее количество моточасов для сохранения престижа и подтверждения конкурентоспособности марки.

Становится понятно, что для авто производителей сервисный интервал сегодня является маркетинговым ходом, так как предполагает возможность предложить клиентам сниженные затраты на гарантийное обслуживание. Если же говорить о моторе и его ресурсе в долгосрочной перспективе, тогда интервал, заявленный в руководстве по обслуживанию и эксплуатации ТС, может быть сильно увеличен.

Теперь перейдем к маслам. Многие современные продукты позиционируются как автомасла с увеличенным сроком службы (сервисным интервалом). Как правило, такая смазка имеет дополнительную отметку Longlife. При этом ошибочно полагать, что это масло можно спокойно заливать в любой двигатель и менять по увеличенному интервалу.

  1. Прежде всего, производитель ДВС должен отдельно указать, что в случае использования группы масел Longlife допускается увеличение межсервисного интервала на конкретном типе двигателя.
  2. Масло типа Longlife также должно быть допущено производителем двигателя к использованию в своем моторе, то есть продукт того или иного бренда должен пройти отдельную сертификацию.
  3. Изготовитель двигателя допускает использование масел по cхеме Longlife только в том случае, если автомобиль эксплуатируется исключительно в предписанных режимах и находится в условиях, подходящих для использования смазок по схеме с увеличенным интервалом замены.

Если с первым и вторым пунктом все более-менее понятно, то по третьей позиции сразу возникают вопросы. Обычно детальное описание «оптимальных» режимов отсутствует, при этом заявленные увеличенные интервалы замены масла высчитываются с опорой именно на эти режимы.

Добавим, что исходя из практического использования, увеличение интервала для масла Longlife возможно в том случае, если автомобиль постоянно ездит по трассе в режиме средних нагрузок на двигатель. При этом заливается качественное горючее, установлены высококачественные фильтры, на дорогах нет пыли и т.п.

Примечательно то, что такие условия вполне реальны для развитых стран, чего не скажешь об автомобилях, которые эксплуатируются в крупных городах или ездят по шоссе на территории стран СНГ. Для таких машин более актуальны так называемые тяжелые условия эксплуатации, при этом любая смазка стареет очень быстро. С учетом вышесказанного замена старого отработанного масла, (как обычного, так и Longlife) желательна исключительно с уменьшением, а не с увеличением интервала.

Что влияет на срок службы масла в двигателе

Принято считать, что на ресурс смазочного материала влияют такие факторы, как:

  • сезонность;
  • режимы эксплуатации;
  • качество горючего;
  • масляная основа;
  • эффективность работы фильтров;
  • общее состояние ДВС;

На некоторые из этих факторов может повлиять сам водитель (выбирать качественные масла и фильтры, следить за работой мотора и своевременно устранять неполадки), тогда как другие особенности изменить нельзя, то есть остается их дополнительно учитывать. Последующий анализ позволяет точнее определить, в каких условиях эксплуатируется автомобиль.

Дело в том, что частота замены моторного масла сильно зависит от условий эксплуатации. Если машина попадает в так называемые тяжелые условия, интервал замены масла обязательно сокращается.

  • Под тяжелыми условиями следует понимать определенные режимы. К таковым можно отнести длительные простои автомобиля, после чего совершаются поездки, но затем автомобиль снова стоит. Особенно сильно такой режим сокращает ресурс смазки зимой. Дело в том, что внутри двигателя накапливается конденсат, активизируются химические процессы, происходит окисление масла.

На моторах, которые эксплуатируются ежедневно и прогреваются до рабочих температур, образование конденсата менее интенсивное. При этом даже постоянные, но короткие поездки, во время которых ДВС не выходит на рабочие температуры, все равно не позволяют предотвратить образование конденсата.

  • Езда в городе на малых скоростях, пробки, частые ускорения и остановки. Такой режим является тяжелым для мотора, так как большие нагрузки на ДВС возникают именно во время начала движения с места. При этом на низких оборотах давление масла не высокое, увеличивается его нагрев, происходит коксование двигателя и т.д.

Что касается пробок и простоев на светофорах, мотор в этом случае работает на холостых. Режим холостого хода также считается тяжелым для двигателя, так как силовой агрегат хуже охлаждается, работает на бедной смеси, давление масла не высокое.

  • Горючее низкого качества также сильно влияет на свойства масла. Дело в том, что продукты горения накапливаются в смазке, ухудшая полезные свойства материала. Важно понимать, что рекомендации по интервалам замены в сервисной книге часто указаны для топлива, которое соответствует европейским стандартам. На территории СНГ такого горючего попросту нет.
  • Частые нагрузки на автомобильный двигатель, езда с максимальной скоростью на высоких оборотах, буксировка прицепа, постоянная перевозка большого количества пассажиров и грузов.
  • Езда по грунтовым дорогам, эксплуатация ТС в условиях повышенной загрязненности воздуха. В этом случае масло активно накапливает в себе загрязнения из окружающей среды, ресурс смазки заметно снижается.

Как видно, отечественные условия эксплуатации далеки от «расчетных» идеальных и в полной мере могут считаться тяжелыми. По этой причине нужно отдельно корректировать интервалы замена смазки с поправкой на указанные выше факторы.

Эксплуатация масла на практике

Для определения того, какого интервала замены лучше придерживаться, следует исходить из:

  • особенностей эксплуатации;
  • режимов эксплуатации;
  • качества (базовой основы) масла;

Если автомобиль эксплуатируется в СНГ, причем используется минеральное или полусинтетическое масло, тогда рекомендуется сокращение интервала замены на 50-70% от заявленного в мануале. Другими словами, если в инструкции плановая замена предусмотрена через 10 или 15 тыс. км. по пробегу, а также не реже одного раза в год по времени, тогда смазку нужно менять каждые 5 тыс. км. или каждые 6 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше).

Читайте также:  Замена подшипника вискомуфты газель бизнес

Что касается гидрокрекинговых и синтетических масел, в этом случае смазочный материал рекомендуется менять с учетом сокращения заявленного интервала на 40-50%. Гидрокрекинговые масла обычно начинают терять свои свойства на нашем топливе уже через 6-7 тыс. км, качественная синтетика держится на 1.5-2 тыс. больше.

По времени эти виды смазки также лучше менять не один раз в год, а каждые 6-7 месяцев. Наиболее предпочтительно производить плановую замену перед наступлением холодного времени года.

Если речь идет о высокофорсированных турбомоторах или двигателях, которые часто эксплуатируются на пределе возможностей, тогда замена масла показана каждые 4-5 тыс. км. Параллельно необходимо учитывать и рекомендации по самой замене. Основной задачей является максимально полное удаление «отработки» из двигателя.

Напоследок отметим, что в ряде случаев также может понадобиться дополнительная промывка двигателя перед заменой масла. При этом нужно быть осторожными с активными моющими добавками и промывками-пятиминутками. Для некоторых моторов последствия такой промывки могут оказаться крайне негативными.

Проверка уровня масла в моторе, определение точного показателя. Когда лучше проверять уровень смазки, на холодном или горяечем двигателе. Полезные советы.

Почему в дизеле масло стареет быстрее сравнительно с бензиновым ДВС. Зависимость состояния масла от качества дизтоплива. Периодичность плановой замены ГСМ.

Как правильно подобрать моторное масло для старого ДВС или мотора, у которого пробег больше 150-200тыс.км. На что нужно обратить внимание, полезные советы.

Когда стоит менять зимнее масло на летнее? Какое летнее масло лучше заливать? Что нужно знать про допуски и вязкость масел чтобы не навредить двигателю.

Какое масло лучше заливать в дизельный двигатель: синтетическое, полусинтетику или минеральное. Какой тип масла лить в турбодизель, эксплуатация и замена.

Технологии гидрокрекинга и гидрокрекинговое масло для двигателя: особенности, преимущества и недостатки. Что лучше, гидрокрекинг или синтетическое масло.

Сегодня мы не только расскажем о принципе работы этого гаджета, но и исследуем им шесть проб моторного масла заранее известного качества, чтобы понять, можно ли всерьез полагаться на показания маленькой черной коробочки. Или лучше не стоит?

За модным словом «стартап» слишком часто скрываются оторванные от реальности разработки айтишников студенческого возраста, уверенных, что булки растут в интернете, а автомобили ремонтируются удаленно через мобильные приложения… Продукт, который рождается в формате стартапа, нередко навсегда остается узконишевым, с трудом выходя за рамки аудитории, собиравшей для него деньги посредством пущенной по кругу «интернет-шапки» – краундфандинга. Однако история с тестером масла Lubricheck хотя и началась, как краундфандинговый проект на знаменитой площадке KickStarter, умудрилась-таки вырваться за его пределы.

Проект трех инженеров, выпускников Университета Миннесоты Чарльза Миллера, Сумена Миннигэнти и Чеда Эриксона стартовал в апреле 2011 года, а уже к июню собрал заявленные минимально необходимые 30 000$. В марте 2012-го, ровно через год, первые образцы раздали тестировщикам из числа частных лиц и компаний, после чего был выявлен и устранен ряд ошибок, а в ноябре 2012-го около 700 участников краундфандинга получили свои гаджеты.

Сегодня же прибор продается достаточно широко – его можно купить как непосредственно у производителя, американской компании WaveOn Technologies, на eBay и у многочисленных розничных дилеров. В США устройство стоит 49$, у нас же его цена предсказуемо в полтора–два раза выше.

Отечественные дилеры Lubricheck не балуют журналистов тестовыми экземплярами, поэтому и публикаций, тем более – с результатами испытаний, в Рунете по этому девайсу просто нет. Что ж, исправляем эту досадную ошибку.

Изначально мы были уверены, что этот прибор нужен для того, чтобы предупредить водителя о необходимости пораньше заменить масло, если оно потеряло свойства. Ну, скажем, по графику ТО только через 5 000 км, но гаджет зафиксировал плохое состояние смазки, а значит – пора в сервис.

Однако создатели думают иначе и позиционируют гаджет в первую очередь, как УДЛИНИТЕЛЬ интервалов работы масла! Описание прибора и принципа его работы крутится вокруг приятно звучащего для экономного автовладельца тезиса, что масло можно менять РЕЖЕ! Даже на упаковку прибора вынесен слоган «Развенчаем миф 3 000-мильного интервала замены масла!»

Этот «миф», правда, представляет собой типичные рекомендации для техобслуживания американских автопроизводителей 30–40 годов ХХ века… В 20-х годах на знаменитой «жестянке Лиззи» Ford T замену смазки в картере мотора нужно было производить, согласно инструкции, через каждые 1 000–1 500 миль. Ну а следующее за «Лиззи» поколение автомобилей вкупе с нефтяными концернами продемонстрировало некую эволюцию в регламенте смены масла, удвоив этот интервал.

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, 3 000 МИЛЬ (ИЛИ БЕЗ МАЛОГО 5 000 КИЛОМЕТРОВ) – ЭТО ВСЕ ЖЕ СТАНДАРТЫ ДАЛЕКОЙ-ПРЕДАЛЕКОЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УСТАРЕЛИ: ДАЖЕ В РУКОВОДСТВЕ К ВАЗ-2101 ИНТЕРВАЛ ОБОЗНАЧЕН В 10 000 КМ, А В СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ МАШИН ПРОИЗВОДИТЕЛИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТОЙОТЫ И ЕЩЕ НЕКОТОРЫХ МАРОК) И ВОВСЕ ПРАКТИКУЮТ РЕГЛАМЕНТНУЮ ЗАМЕНУ МАСЛА ЧЕРЕЗ 15 000, А ТО И 20 000 КИЛОМЕТРОВ. ТАК ЧТО «РАЗОБЛАЧЕНИЕ 3 000-МИЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА» – ЭТО НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ МАРКЕТИНГОВАЯ УЛОВКА.

Однако она отлично работает «первым рубежом борьбы» за доверие покупателей. Проезжаем 3 000 миль, капаем масло на сканер прибора – состояние отличное! «Все честно, все по науке!» – думает клиент. Не заморачиваясь, что хорошее состояние масла после столь умеренного пробега совершенно очевидно, и в дополнительном подтверждении не нуждается…

Так все-таки когда?

Статьи / Практика
Как часто нужно менять масло в двигателе

В первой части статьи мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти.
371653234924.01.2015
Сама по себе методика замены масла «по пробегу» – крайне несовершенна и антинаучна, тут создатели Lubricheck абсолютно правы. По сути, редко когда износ масла совпадает по времени с его реальной заменой – скорее, это случайное попадание в яблочко. На деле же масло меняется либо существенно раньше срока сверхответственными автовладельцами, либо сильно позже срока, причем как не в меру легкомысленными водителями, так и дилерами. Последние заинтересованы в том, чтобы мотор отходил гарантийный срок, а затем клиент поменял бы машину на новую – долговечность в списке приоритетов не значится.

Но при всех недостатках, альтернатив методике замены по пробегу не так уж много – фактически только одна. Это программный блок в прошивке модуля управления двигателем, который подсчитывает комплексное число, используя пробег, моточасы, время работы с той или иной нагрузкой и т. п. Такое решение применяется на некоторых премиум-авто, однако тоже не является совершенным – оно даст более-менее достоверный результат лишь на фирменном масле, параметры которого учтены в алгоритме расчета (если учтены!).

При использовании иных типов масла точность методики уплывает в неизвестном направлении. Качество масла различно от бренда к бренду и от типа к типу – разные основы, разные пакеты присадок…

АБСОЛЮТНО ОБЪЕКТИВНУЮ КАРТИНУ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ МОГ БЫ ДАТЬ ТОЛЬКО РЕГУЛЯРНЫЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОВОДИМЫЙ С НЕБОЛЬШИМИ ИНТЕРВАЛАМИ ПОСЛЕ НЕКОГО ВРЕМЕНИ ПРОБЕГА. НО ЭТОТ ВАРИАНТ ЯВНО ФАНТАСТИЧЕН – СТОЛЬ ГЛУБОКИЕ ЗАМОРОЧКИ АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ НЕИНТЕРЕСНЫ, А САМ АНАЛИЗ ДЛИТЕЛЕН, НЕВЕРОЯТНО ДОРОГ И ОСУЩЕСТВИМ ТОЛЬКО В ЛАБОРАТОРИИ.

А вот после пробега в 5–7 тысяч км наносить «раз в тысячу» капельку масла на чудодейственный 50-долларовый сканер и через секунду получать результат – это несложно и дешево! Может быть, Lubricheck – это то, что нужно?

Читайте также:  Как проверить сцепление на гранте

Прибор – компактный, по-настоящему карманный. Хранится он вставленным в крышечку-«кобуру», защищающую кнопки и датчик от грязи, а также содержащую инструкцию. Питается от двух последовательно включенных литиевых трехвольтовых таблеток. На корпусе – три кнопки: «вкл/выкл», «бензин/дизель», «тест».

В нишу датчика нужно капнуть масла со щупа и нажать кнопку «тест», после чего устройство выдаст результат на круговой светодиодной шкале. Диодов – десять, они образуют шкалу в диапазоне от «идеально» до «катастрофично». Из них семь зеленых, показывающих степень износа масла в допустимых пределах, один желтый – «туда-сюда», и два красных – «пора менять», и «срочно глушите мотор!»

В руководстве пользователя оговаривается ряд условий, необходимых для точного измерения. Очередность действий (сперва включение, затем несколько секунд на самодиагностику и только потом нанесения пробы масла на датчик), комнатная температура и ровная поверхность, а также обязательное заполнение маслом емкости датчика до краев.

Что говорит сам производитель о параметрах, влияющих на износ масла, и непосредственно о приборе? Вот что:

«Наиболее важными факторами при определении качества моторного масла являются:

Кислотность, вызывающая точечную коррозию
Частицы металла, свидетельствующие об идущем механическом износе
Частицы сажи, являющиеся нормой и свидетельствующие о хороших моющих свойствах масла
Примеси посторонних жидкостей, типа топлива или антифриза»
Относительно всех этих параметров производитель заявляет, что «Lubricheck tests for all these variables in the chemistry of the oil. It is a one stop «laboratory on a chip» and provides scientific evidence of your vehicles health at any given time». То бишь прибор отслеживает их все, будучи, по аналогии с известным термином «система-на-чипе», – «лабораторией-на-чипе».

Чем же является главный «орган» устройства – чувствительный датчик, с которого снимаются параметры масла? А является он, собственно, всего-навсего двумя контактными пластинками! Форма пластин на первый взгляд хитрая, но на самом деле они представляют собой всего лишь два электрода, выполненных в виде своеобразной «гребенки» для увеличения площади контакта с маслом.

Помимо вышеупомянутых параметров заявлено, что Lubricheck измеряет еще и диэлектрическую проницаемость масла! Может ли датчик столь простого типа быть столь комплексно-многофункциональным?

В принципе, с двух электродов, погруженных в жидкость, можно снять достаточно много информации. Можно померить элементарные сопротивление и емкость капли масла, можно подать на каплю изменяющееся высокочастотное напряжение, построив амплитудно-частотную характеристику – в общем, много чего можно сделать, получая прямые и косвенные данные. Главное, чтобы потом программное обеспечение устройства комплексно же проанализировало полученные параметры и выдало корректный итоговый результат.

С другой стороны, косвенность многих измерений может вызывать вопросы. Ведь тот же pH традиционно измеряют не контактными пластиночками, как у «ЛубриЧека» – типовой датчик для измерения концентрации ионов в среде представляет собой достаточно сложную стеклянную конструкцию. Поэтому, что именно здесь интерпретируется, как данные о кислотности/щелочности – непонятно…

Ряд вопросов о принципах измерения пробы масла мы отправили в компанию, производящую гаджет – WaveOn Technologies. Вкратце, если отбросить лишнее, ответ одного из разработчиков, Чеда Эрикссона, звучит так:

«ДАТЧИК ПРИБОРА ИЗМЕРЯЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ И ДИЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ПОСТОЯННУЮ. УСТРОЙСТВО МОЖЕТ ОБНАРУЖИТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ, ВКЛЮЧАЯ САЖУ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЧАСТИЦЫ, ТОПЛИВО, ГРЯЗЬ, ПЕСОК, ПЫЛЬ, АНТИФРИЗ, ВОДУ, КИСЛОТУ И ДРУГИЕ ИНОРОДНЫЕ ДЛЯ МАСЛА ВЕЩЕСТВА. ТОЧНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИБОРА – ПЛЮС/МИНУС 10%. РАЗНИЦЫ МЕЖДУ МИНЕРАЛЬНЫМИ И СИНТЕТИЧЕСКИМИ МАСЛАМИ ДЛЯ ПРОЦЕССА ИЗМЕРЕНИЯ НЕТ – НЕКОРРЕКТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МОГУТ ДАТЬ ТОЛЬКО РЕДКИЕ ПРИМЕРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МАСЕЛ С НЕСТАНДАРТНЫМИ ДОБАВКАМИ».

Прибор в работе

Что ж, проверим прибор в деле! С помощью «Лубричека» мы сделали пробы масла из двигателей нескольких автомобилей – как свежих, так и видавших виды. Наносили пробу на датчик непосредственно со щупа уровня масла. Для заполнения датчика, как этого требует инструкция к прибору, необходимо около четырех капель. То есть макать щуп приходится раза три-четыре.

Результаты тестирования – частично ожидаемые и предсказуемые, частично спорные и странные.

ВАЗ 2110 – машина осознанно убиваемая. Гниловата, владельцу явно не хочется с ней ничего делать… Ездит не сказать, чтобы много, но года два масло (а также фильтр!) не менялись. Утечки и угар варварски компенсируются доливкой, причем, по словам хозяина, первым попавшимся маслом, от Роснефти до Castrol. Масло очень темное и густое, результат «10» нетрудно было предугадать и без тестера…

УАЗ 31514 оснащен мотором-старичком ЗМЗ-402, куда залито дешевое полуcинтетическое масло 10W40 обнинского завода под маркой Sintoil. Двигатель совсем недавно прошел частичный капремонт – замену шатунных и коренных вкладышей, упорных колец коленвала, перевтуливание шатунов, замену поршневых колец, замену распредвала, масляного насоса и штанг толкателей.

Собственно, поскольку сама машина находится в полуразобранном состоянии, двигатель пока лишь несколько раз запускался на холостых оборотах, а также проехал с километр-полтора малым ходом. Старым «уазистам», «волгарям» и прочим «газелистам» известно, что упорные кольца коленвала, штанги толкателей, маслонасос и ряд других узлов ЗМЗ-402 в процессе приработки традиционно порождают изрядное количество продуктов износа, поэтому результат «7» на почти прозрачном масле, что означает близость замены, в общем-то, вполне может быть допустим, если предположить реакцию гаджета на металлическую пыль.

Volkswagen Polo, полусинтетика Shell 10W40, пробег с последней замены – около 4 000 км. Но первая проба неожиданно показала почему-то «10» в красной зоне. Вторая проба, спустя минут десять, показала уже «5» по зеленой шкале, что как раз вполне ожидаемо. Причина глюка прибора осталась невыясненной.

Также было проверено синтетическое масло Shell 5W40, слитое с этой же машины с полгода назад после пробега около 7 000 км, и простоявшее все время в пятилитровой ПЭТ-бутылке от воды. Масло на вид весьма грязное, непрозрачное. Однако прибор показал «1» – то есть идеал. Было сделано три замера подряд, но результаты не изменились… С одной стороны, это свидетельствует в пользу концепции разработчиков прибора – «современные масла могут ходить долго и даже дольше, чем кажется!», но почему «единица»? Все же, как ни крути, но 7 тысяч км масло прошло, по шкале допустимых значений от 1 до 7 оно явно должно быть где-то на серединке…

Разумеется, было замерено и свежее масло из канистр — синтетика Shell 5W40 и полусинтетика Shell 10W40. Обе пробы показали результат «1» по зеленой шкале – идеал. Результаты логично-предсказуемы. Затем в это масло мы поочередно добавили типичные для автомобиля «инородные включения» – антифриз, бензин и алюминиевую пыль и сделали три пробы. Как на это отреагировал Lubricheck?

На антифриз прибор отреагировал резко – сразу показал значение «10» – «масло необходимо срочно заменить!» На пробу, в которую добавлены пара капель бензина, не отреагировал вообще, качество масла осталось на уровне «1» – безупречное. С алюминиевой пылью – аналогично… Прибор также показал единицу – как у нового масла.

Выводы, надо сказать, неоднозначные. Устройство чаще всего демонстрировало вполне ожидаемые результаты, но ряд моментов заставлял недоумевать – например, незамеченная металлическая пыль и странная реакция на старое масло, которое было оценено, как максимально безупречное…

Какова же практическая польза девайса? Можно попытаться дополнительно подстраховать себя, выбирая машину с пробегом на вторичке, хотя, судя по всему, если форсунки нещадно «льют» мимо камер сгорания, то прибор этого не покажет. Можно систематически контролировать состояние смазки в моторе своего авто в качестве развлечения, если вы любите технику и в детстве не наигрались с лабораторными опытами. Но вот чего точно не стоит делать, так это продлевать рекомендуемый производителем интервал замены масла, основываясь на показаниях чудо-сканера!

Ссылка на основную публикацию